Наши боты:
Мы будем жить теперь по-новому
#ЖКХменяется Новости ЖКХ

Постановлением Правительства РФ № 354 от 6 мая 2011 г. введены новые Правила «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах». Мы попросили исполнительного директора саморегулируемой организации «Содружество ЖКХ» Михаила Дамешека прокомментировать наиболее важные, с точки зрения управляющих компаний, положения из новых Правил.

О СРОКАХ
Новые Правила вступают в силу по истечении 2-х месяцев со дня вступления в силу изменений, которые должны быть внесены в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306, и предусматривать, в том числе, порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, а также при использовании земельного участка и надворных построек (за исключением газоснабжения).

Из этого пункта ясно, что пока не будут внесены изменения, новые Правила не начнут действовать. Без этих норм реализация 354 Постановления невозможна. Я считаю, что реальный срок вступления в силу этих Правил – ноябрь–декабрь 2011 года. То есть прежде будут меняться нормы, а потом, спустя два месяца, начнут действовать сами Правила.

ЕДИНАЯ ПЛАТЕЖКА
Будет разработана и утверждена форма платежного документа для внесения платы за содержание и текущий ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг, а также методические рекомендации по ее заполнению.
Это очень важный пункт. Сейчас вокруг этого вопроса идут большие споры: одни компании не считают нужным все расшифровывать, другие подробно расписывают все. Вот, например, в этом году, когда люди получили первые квитанции – там горячее водоснабжение, которое раньше состояло из одного пункта, теперь в некоторых компаниях разделили на подпитку и подогрев ГВС. Другие оставили все как есть. Или взять содержание мест общего пользования: кто-то сюда включает освещение, уборку придомовой территории, то есть достаточно подробно расписывает весь перечень услуг, а кто-то просто пишет – содержание.

В новых правилах уже определен ряд пунктов, который должен обязательно входить в квитанцию. Например, внесение платы за обслуживание приборов учета, которые сейчас отдельной строкой не указываются. Словом, будет разработана единая форма квитанции, и в ней все услуги, оказываемые населению, расписаны постатейно. По всей стране будет единая платежная квитанция. Согласитесь, это удобнее и для населения, и для управленцев.

ДОГОВОР УПРАВЛЕНИЯ
Будут разработаны и утверждены условия договора управления многоквартирным домом.

Сейчас у каждой компании своя форма договора управления МКД, а в Жилищном кодексе не определены его основные условия. На наш взгляд, очень важно, чтобы были установлены вопросы расторжения договора управления и передачи жилищного фонда от одной компании к другой. Пока это нигде не оговаривается, но если будет подзаконный акт, то многие проблемы снимутся. В Жилищном кодексе прописан только сам факт возможной передачи одной компании другой технической и иной документации. А что это такое – иная документации – не сказано.

То же самое с базовым начислением квартплаты. Компания производит начисления по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, которые люди оплачивают. А если «заходит» другая компания? Обязана ли она сама разработать эту базу? Вопросы передачи этой документации, за деньги или безвозмездно, никак не урегулированы. Мы ждем, что процедура расторжения договора управления МКД будет, наконец, четко прописана.

НОРМЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ
Предусматривается внесение изменений в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.

В начале мы уже говорили, что нормативы потребления будут изменены. Я затрудняюсь сказать, в каком виде это будет сделано. Но это ключевой пункт. Сюда входят теплоснабжение, потребление горячей и холодной воды и так далее. Сейчас, например, норматив потребления холодной воды в городе Иркутске составляет 250 литров, а горячей – 140 литров в день на человека. Трудно представить, что хоть один человек потребляет в течение месяца ежедневно двести пятьдесят литров холодной воды.

Некоторые эксперты говорят, что будет пересмотрен сам порядок расчета этих нормативов. При этом надо иметь в виду, что мы хоть и медленно, но верно движемся в направлении оплаты услуг по показаниям приборов учета.


НОВЫЙ РЕГЛАМЕНТ
Регламентированы условия договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, и порядок его заключения.

Этот пункт можно назвать уже работающим, потому что в 354 Постановлении четко прописан базовый договор предоставления коммунальных услуг. В нем определен порядок расчета за коммунальные услуги, порядок перерасчета за них, порядок оплаты – все это уже есть. По сути, это готовый документ для работы. Его может взять каждая управляющая компания и пойти к поставщикам коммунальных ресурсов, чтобы совместно подготовить некоторые моменты, которые уже требуют расчетов.

ЛИЧНОЕ
И ОБЩЕСТВЕННОЕ

Потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме в независимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.

Считаю такой подход по разделению оплаты на две составляющие – личную и общедомовую – правильным. Например, будет разделена плата за отопление квартиры и плата за отопление общего имущества (подъездов, чердаков, подвалов).

То есть если у человека есть внутриквартирные приборы учета, то это во многом облегчит ему жизнь. А объем общедомового потребления будет определяться по общедомовым счетчикам.
Еще раз подчеркну, когда нет приборов учета, внутриквартирных, общедомовых, то оплата рассчитывается по нормативам.

РАССРОЧКА
Если начисленный потребителю размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, в каком-либо расчетном периоде превысит более чем на 25 процентов размер платы за коммунальную услугу, начисленный за аналогичный расчетный период прошлого года, то исполнитель обязан предоставить потребителю возможность внесения платы за такую коммунальную услугу в рассрочку.

Следует подчеркнуть, что рассрочка предоставляется не каждому жителю, а только тем, у кого плата за последующий месяц превышает предыдущий на 25% и более. Такой перепад может получиться потому, что теперь расчет производится, исходя из фактического потребления. То есть сейчас, по старым правилам, мы зимой и летом платим одинаковую сумму за отопление, потому что весь объем потребленного тепла делится на 12 месяцев. По новым правилам 1/12 убирается.

Предусматривается, что летом люди за отопление ничего не будут платить, но зато зимой поставщики услуг выставят счета по полной. Таким образом, декабрьская платежка от ноябрьской, а тем более от октябрьской и сентябрьской, будет очень сильно отличаться. Понимая это, правительство предусмотрело вариант данной рассрочки.

ДОЛЖНИКИ
Ужесточена ответственность неплательщика. Теперь ограничение предоставления коммунальных услуг может наступить не через 6 месяцев, как сейчас, а через 3 месяца.

Здесь, по-моему, все понятно. Сегодня действует положение, когда к неплательщику можно какие-то действия применять только после 6 месяцев, что очень неудобно, поэтому новым постановлением предусматривается срок 3 месяца.

ОТМЕНА УРАВНИЛОВКИ
Полностью пересмотрены алгоритмы расчетов за коммунальные услуги как при наличии приборов учета, так и при их отсутствии. Исключена норма, когда в конце года на потребителей, у которых установлены индивидуальные приборы учета, распределялся весь годовой небаланс потребления по многоквартирному дому.

В данный момент действует такая норма: неважно, установлен у жильца прибор учета или нет, но если по итогам года на доме перерасход ресурсов, то перерасчет делается на всех. Теперь этот перерасход будет расписываться только на тех, у кого нет этих счетчиков.

ОТДЕЛЬНОЙ СТРОКОЙ
В состав мероприятий по содержанию общедомового имущества включаются мероприятия по энергосбережению, установке и снятию показаний приборов учета, а также затраты на содержание информационных систем по учету. Эти платежи вводятся в квитанции на оплату отдельной строкой.

Это положение, по-моему, также в комментариях не нуждается. Сейчас, пока затраты на обслуживание приборов учета не выводятся отдельной строкой, управляющие компании находятся в сложной ситуации. Жильцы с недоверием воспринимают все их попытки разъяснить, что за все надо платить, в результате все равно встречают непонимание. Законодатель четко выводит отдельной строкой эти платежи, чтобы люди видели реальные затраты.

КОНТРОЛЬ
Государственный контроль за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг требованиям, установленным настоящими Правилами, осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии со статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации. Раньше контроль за соблюдением настоящих Правил осуществлялся федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в пределах своей компетенции, установленной актами, определяющими статус указанных органов.

В настоящий момент у нас контроль осуществляет Служба государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области. Но допускаю, что региональное правительство может определить другого уполномоченного.

Итак, считаю безусловным плюсом новых правил то, что в них четко прописываются базовые процедуры, отсутствие которых сильно осложняло работу управляющих компаний. Это и расчет за жилищно-коммунальные услуги, и условия заключения договорных отношений, и введение единой формы платежной квитанции, в которой постатейно прописаны все услуги. То есть здесь определяются многие моменты, о которых иркутские управляющие компании давно говорили.