Наши боты:
Новогодний «сюрприз» подкорректировали
#ЖКХменяется Новости ЖКХ

Все еще очень хорошо помнят, чем закончилась попытка введения с 1 января 2013 года новых нормативов на потребление горячей и холодной воды и водоотведение. В квитанциях появились отдельные строчки «индивидуальное потребление» и «общедомовые нужды», а в некоторых регионах в результате нововведений произошло заметное  увеличение квартплаты. Жители, естественно, выразили недовольство, президент прислушался к мнению населения и поручил правительству пересмотреть свои подходы к формированию новых нормативов и сделать так, чтобы это не вело к резкому повышению оплаты коммунальных услуг. И вот 16 апреля Правительство РФ издало Постановление № 344, которым вносит изменения в документы, на основании которых  производится формирование нормативов и расчет платы за коммунальные услуги. Какие изменения и в какие документы внесены, как все это скажется на принципах расчета квартплаты  нам помогает разобраться эксперт по экономическим вопросам СРО «Содружество ЖКХ» Анастасия Макеева. 

- Должна сказать сразу: конкретные размеры нормативов потребления коммунальных ресурсов устанавливает регион, в нашем случае - областное правительство. Но принципы расчета квартплаты, правила формирования нормативов  заложены в документах федерального правительства. Так вот эти правила сейчас немного изменены. Постановление Правительства РФ № 344 от 16 апреля этого года  внесло изменения в правительственные постановления № 306 и № 354. Что касается изменений в ПП № 306, то, прежде всего, следует отметить, что из площади общедомового имущества исключаются технические помещения: подвалы, технические этажи, чердаки. Остаются площади лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа).  Эти изменения вступают в силу с 26 апреля 2013 года, именно на основании их Министерство жилищной политики Иркутской области будет определять конкретные размеры нормативов.    

- Если из площади общедомового имущества исключаются технические помещения, значит размер норматива потребления коммунальных ресурсов на общедомовые нужды должен быть меньше, чем в том случае, когда технические помещения учитывались, как общедомовые?

Нет, не факт. Просто раньше данные о суммарном потреблении коммунальных ресурсов на конкретной территории делились на всю площадь дома, в том числе, на площадь чердаков и подвалов, а теперь этот же объем будет делиться на меньшую площадь. По правилам математики, размер нормативного потребления на 1 кв.м. от этого действия должен наоборот  увеличиться. При дальнейшем умножении полученного норматива, рассчитанного по новым правилам  на 1 кв.м. «общедомовой площади», на меньшую площадь (без учета чердаков и подвалов), размер платы за общедомовую нужду в абсолютном выражении  будет близок к тому, который был рассчитан по старым правилам. Изменения для каждого конкретного дома будут, так как норматив выводится усредненный, а площади у каждого дома свои, но в целом, если брать масштабы города Иркутска, думаю, ничего не изменится.

Вводимые изменения носят больше технический характер и делают расчет платы за общедомовые нужды более логичным.

- Расскажите поподробнее, что за коэффициенты вводят к нормативам,  и в каких случаях они будут применяться?

- Как уже не раз отмечалось, введение новых нормативов призвано стимулировать население к установке приборов учета, как индивидуальных, так и общедомовых.  Так вот, чтобы эффект был еще более стимулирующим к тем, кто не установил счетчики, норматив потребления коммунальной услуги (в том числе холодного и горячего водоснабжения на общедомовые нужды при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета) будет определяться с учетом повышающего коэффициента:

 с 1 января 2015 г. по 30 июня 2015 г. - 1,1;
с 1 июля 2015 г. по 31 декабря 2015 г. - 1,2;
с 1 января 2016 г. по 30 июня 2016 г. - 1,4;
с 1 июля 2016 г. по 31 декабря 2016 г. - 1,5;
с 2017 года - 1,6.

Как видите, график введения повышающих коэффициентов довольно щадящий и дает собственникам время на установку приборов учета, но только до 2015 года. Потом норматив будет неизменно, каждые полгода,  увеличиваться. При этом (внимание!) разница от применения повышающих коэффициентов должна направляться управляющей компанией на энергоэффективные мероприятия, другими словами, на текущий ремонт дома либо, если это решат собственники - на установку индивидуальных приборов в квартирах, не оснащенных таковыми. Применяться повышающие коэффициенты начнут с 1 января 2015 года.

- О каких еще изменениях стоит знать?

- Внесены изменения в Постановление Правительства РФ № 354, на основании которого 1 января 2013 года вводились новые нормативы.  Изменений достаточно много, большинство из них в пользу потребителя. Остановимся на тех, которые вступают в силу с 1 июня 2013 года. Например, исключен пункт, в котором была прописана обязанность предоставлять показания индивидуальных приборов учета с 23 по 26 число. Это было очень неудобно и для жителей, и для управляющих компаний, создавало аврал и ажиотаж в определенные дни. Теперь порядок приема показаний ИПУ у каждой управляющей компании может быть свой, он должен быть прописан в договоре управления многоквартирным домом. Много нареканий было от жителей по поводу частых, по их мнению, проверок  показаний счетчиков управляющими компаниями. Теперь такие проверки УК могут осуществлять не чаще 1 раза за полгода.

- Что-нибудь изменилось в отношении так называемых «общедомовых нужд»? Ведь большая часть недовольства людей была вызвана именно начислением платы за коммунальные ресурсы на общедомовые нужды?

- Понятие «общедомовые нужды» остается, и такая строка в квитанциях будет. Но правительство пошло навстречу потребителю. Например, исключена плата за общедомовые нужды для услуги водоотведения.  Плата за отопление не будет делиться на плату за индивидуальное потребление и плату за общедомовые нужды (т.е. плата за отопление должна предъявляться жителям без разделения). Кроме того, установлено, что объем коммунальной услуги на общедомовые нужды не должен превышать норматив на ОДН. Исключение – если жители на общем собрании сами решили это превышение делить между собой пропорционально площади квартир.

- В Постановлении Правительства РФ № 344 есть и изменения, которые касаются так называемых «резиновых» квартир.

- В пользу добросовестного потребителя жилищно-коммунальных услуг, а значит,  и абсолютного большинства нашего населения, приняты  изменения, которые дают право управляющей организации устанавливать фактическое количество граждан, проживающих в квартире, не оборудованной приборами учета и составлять акт об установлении количества таких граждан. Указанный акт подписывается исполнителем и потребителем, а в случае отказа потребителя от подписи – не менее чем 2 потребителями и председателем совета многоквартирного дома и в течение 3 дней направляется управляющей организацией в органы внутренних дел или федеральную миграционную службу для привлечения собственника квартиры и временных жильцов к административной ответственности (штраф от 1 500 до 2 500 руб.). На основании протокола об административном правонарушении управляющая компания может произвести доначисление за потребленные коммунальные ресурсы.  То есть управляющие организации получили возможность решить проблему «резиновых» квартир, в которых зарегистрирован один хозяин, а фактически проживает пять-шесть квартирантов. Раньше такой возможности не было, за  ресурсы, потребленные такими квартирами, расплачивались добросовестные соседи по дому. Изменения в Постановление Правительства РФ № 354, о которых мы рассказали,  вступают в силу с 1 июня 2013 года.

Беседовал Андрей Владимиров