Наши боты:
Борис Титов объявил тарифную революцию
#ЖКХменяется Новости ЖКХ

 

Российский бизнес задавлен высокими монопольными тарифами на ресурсы, энергию и транспорт. Чтобы оживить экономику России, бизнес-омбудсмен Борис Титов предлагает заморозить все монопольные тарифы на два года и полностью изменить систему тарифного регулирования в стране. Расчеты Столыпинского клуба и аппарата Титова показывают, что тарифы на газ, электроэнергию или водоснабжение завышены в России почти на треть. Государство фактически отказалось от контроля обоснований тарифов и доверило этот процесс самим монополиям, признают в Минэкономразвития.

Тарифы на услуги монополий растут гораздо быстрее, чем цены на продукцию обрабатывающей промышленности. Это тормозит развитие всей остальной экономики и вносит заметный вклад в инфляцию. На это обратил внимание бизнес-омбудсмен Борис Титов, выступая вчера на пресс-конференции в РИА Новости. «Тарифы влияют на бизнес, на его эффективность», — сообщает Титов, подчеркивая, что их влияние даже выше налогов. Кроме того, тарифы серьезно влияют на уровень инфляции в стране. Так, в отдельные годы до 40% роста инфляции приходилось на рост тарифов.

Вместе с тем, обращают внимание эксперты, все последние годы наблюдается динамика опережающего роста тарифов естественных монополий. «При этом этот опережающий рост, в свою очередь, оказывает крайне негативное влияние на конкурентоспособность конечных потребителей», — говорит замдиректора Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН Александр Широв, подчеркивая, что опережающий рост тарифов будет мешать восстановлению экономического роста.

В качестве примера эксперты приводят рост цен на тарифы естественных монополий за последние восемь лет. Так, средняя оптовая цена на газ в это время выросла в 3,7 раза, средний тариф на магистральный транспорт газа — в 3,5 раза, средняя конечная цена на электроэнергию — в 3 раза, а его сетевая составляющая (средний котловой тариф на передачу электроэнергии) — практически в 4 раза. В свою очередь, средние потребительские цены на товары и услуги и средние цены на промышленные товары увеличились за этот период лишь в 2,4 раза, продолжает директор Центра мониторинга и контроля за ценообразованием Алексей Малоземов.

Вызывает вопросы у экспертов и дифференциация тарифных ставок. К примеру, дифференциация стандартизированных тарифных ставок технологического присоединения к электрическим сетям по регионам России различается в 21 тыс. раз.

На завышенные тарифы монополий обращают внимание и в прокуратуре. «Сегодня нет такого региона, где бы не было завышенных тарифов. К примеру, только в прошлом году прокуратура Красноярского края вскрыла факты завышения тарифов на сумму свыше 1 млрд руб.», — сообщает прокурор управления по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики Генпрокуратуры РФ Максим Урихин.

Манипуляция тарифами идет за счет включения в них так называемых «прочих расходов», которые не связаны напрямую с конкретными издержками монополий. По данным Малоземова, «прочие расходы» доходят сегодня до 80–90% конечного тарифа. «К примеру, в стоимости прокладки газовой трубы лишь 27% будут составлять расходы на прокладку собственно трубы и 70% — прочие расходы, не имеющие к этому отношения», — рассказывает он.

Кроме того, у естественных монополий фактически отсутствует мотивация на повышение эффективности. В частности, по расчетам Центра мониторинга ценообразования, только за счет сетевой составляющей тарифа на электрическую энергию можно снизить тарифную нагрузку на потребителей на 27,8%.

Вместе с тем монополии ориентированы на постоянный рост стоимости своих товаров (услуг), в результате идет наращивание инфляции и необоснованный рост цен, увеличение затрат несырьевого сектора экономики, обращают внимание в аппарате бизнес-омбудсмена. «В 2016— 2019 годы ожидается увеличение финансирования нового строительства электрических сетей на 18% по сравнению с 2012–2015 годами. Это происходит на фоне стагнации электропотребления и снижения спроса на присоединение к сети», — следует из заявления Титова.

При этом реформирование тарифообразования могло бы играть не последнюю роль по выходу страны из кризиса, полагает Борис Титов. Задуманная Титовым тарифная революция стала важной частью программы «Стратегия роста» Столыпинского клуба. Меры по изменению тарифного регулирования столыпинцы предлагают разделить на два этапа: 2017–2019 годы и 2020–2025 годы. При этом первый этап подразумевает заморозку действующих тарифов инфраструктурных монополий и плату за технологическое присоединение на уровне 2017 года. Одно лишь это решение, по мысли столыпинцев, способно увеличить объем ВВП и доходы бюджета. Так, в 2017 году от заморозки тарифов прирост ВВП составил бы 217 млрд руб., а доходы бюджета увеличились бы на 77 млрд, следует из релиза Столыпинского клуба. К 2019 году прирост составил бы уже 228 млрд и 82 млрд руб. соответственно. А уже с 2019 года предполагается начать ограничение роста тарифов по формуле «ИПЦ минус фактор Х», где ИПЦ — это индекс потребительских цен, а фактор Х рассчитывается с учетом обоснованных затрат естественных монополий и потенциала к повышению их эффективности.

Помимо заморозки в рамках реформы столыпинцы выступают за передачу функции по установлению сетевых тарифов с регионального на федеральный уровень, предлагают перейти на принцип установления долгосрочных тарифов, а также оценить эффективность существующей практики ценообразования. Кроме того, разработчики «Стратегии роста» намерены ликвидировать перекрестное субсидирование, чтобы выровнять тарифы для населения и промышленных потребителей. А также внедрить модель тарифообразования на услуги субъектов естественных монополий, по которой инвестиционная составляющая должна не вкладываться в тариф, а финансироваться по проектному принципу за счет коммерческого или госфинансирования.

Заметим, в правительстве, похоже, взгляды столыпинцев не поддерживают. В частности, в Минэкономразвития (МЭР) фактически высказались против заморозки тарифов. «Практика последних 20 лет показывает, что после того, как мы отпускаем тарифы, мы получаем куда более заметный рост», — обратил внимание директор департамента горегулирования тарифов МЭР Ярослав Мандрон. Что примечательно, причину опережающего роста тарифов в министерстве видят в потере контроля за монополиями. «Государство по факту утратило функции по мониторингу инфраструктурного сектора. Это было отдано на корпоративный уровень», — указывает Мандрон, полагая, что, просто заморозив тарифы, проблему не решить. «Государству нужно возвращать контроль за инфраструктурой», — резюмирует чиновник.


Источник информации: Независимая газета