Наши боты:
Новые энергосберегающие технологии
#ЖКХменяется Новости ЖКХ

Новые технологии уже нашли свое отражение в деятельности предприятий жилищно-коммунальной сферы. Но процесс этот не быстрый. Каждый год постановления правительства привносят в него много нового. Управляющие компании стараются в определенные сроки внедрять новшества по мере сил и финансовых возможностей.

С силами все понятно: в Иркутске в достатке грамотных специалистов, способных решать даже трудные инженерные задачи. Нет проблем и с оборудованием: на рынке в достатке предложений, в том числе и отечественных производителей оборудования. Сложнее с финансовыми возможностями. Коммунальщики находятся в постоянном поиске компромисса: с одной стороны – требования законодателей, с другой – ограниченная платежеспособность населения, которое крайне негативно воспринимает любое тарифное повышение. Попробуем рассмотреть эти проблемы на примере установки подомовых и поквартирных приборов учета тепловой и электрической энергии.

23 ноября 2009 года вступил в силу новый Федеральный закон № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Он определил основные направления государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Цель нового законодательного акта – получение глобальных результатов – снижения энергоемкости экономики Российской Федерации.

В первую очередь, требования Закона касаются необходимости установки приборов учета потребления энергетических ресурсов и воды. Вполне закономерно и обосновано требование, чтобы вся энергия, газ и вода, которые мы используем, была измерена. То есть здания, строения, сооружения, жилые и многоквартирные дома, при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы и вода, должны быть оснащены приборами учета.

Законом определен и срок выполнения мероприятий по установке приборов учета. Так, до 1 января 2012 года собственники жилых домов и собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета использования воды, природного газа, тепловой и электрической энергии. При этом многоквартирные дома в указанный срок также должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета использования воды, тепловой и электрической энергии.

Сегодня общедомовые приборы учета тепла установлены порядка в 70 процентах многоквартирных жилых домов Иркутска. Они устанавливались как самими управляющими компаниями, так и за счет федеральных средств, выделяемых в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», кредитных средств, привлеченных управляющими компаниями, средств собственников.

– Как показывает мониторинг программ по установке приборов учета, – считает Татьяна Маринченко, начальник управления ТЭК профильного областного министерства, – за некоторым исключением, менее чем за год удается окупить затраты, связанные с установкой общедомовых теплосчетчиков – наиболее дорогих приборов учета. Примерно такие же сроки окупаемости отмечаются для общедомовых электросчетчиков и водомеров.

Специалист областного министерства отмечает, что не всегда уменьшается объем потребления по сравнению с величинами, определенными расчетным путем исходя из установленных нормативов. Системы централизованного тепловодоснабжения в большинстве случаев обслуживаются только на уровне аварийных ремонтов, водоводы проложены еще в незапамятные времена. Поэтому фактическая фиксация приборами учета перерасхода при потреблении энергоресурсов не редкость. В этом случае ни собственнику жилого помещения в многоквартирном доме или собственнику жилого дома, ни управляющей компании не выгодно переходить на оплату коммунальных услуг по показаниям приборов учета. Однако требования законодательства должны быть выполнены.

Выходом из данной ситуации, по мнению Т. Маринченко, является коллективная ответственность всех участников процесса распределения и потребления энергоресурсов. И эта ответственность носит публичный характер.
В первую очередь, ответственность несут ресурсоснабжающие организации, которые, в рамках своих производственных или инвестиционных программ, обязаны реализовывать мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. В частности, проводить мероприятия по гидравлическому регулированию тепловых сетей, замене изношенных водоводов, реконструкции объектов электроснабжения.

Деятельность ресурсоснабжающих организаций относится к регулируемому виду деятельности (т. е. для этих организаций цены – тарифы – устанавливаются уполномоченными органами власти различного уровня). Соответственно, на уровне формирования цен (тарифов) со стороны муниципалитета и управляющих компаний необходимо рациональное участие в подготовке программ энергосбережения таких организаций и финансовое участие в их реализации. Кроме того, эти программы должны стать составной частью муниципальных программ по энергосбережению, которые в соответствии с требованиями 261-ФЗ подлежат обязательному публичному обнародованию. Так же регулярно, не реже одного раза в год, ресурсо- снабжающие организации обязаны представлять перечень мероприятий, способствующих энергосбережению и повышению энергетической эффективности – как для общего имущества собственников помещений, так и для помещений в многоквартирном доме.

В части исполнения требований 261-ФЗ должны быть сформированы взаимоотношения между собственниками жилых домов и помещений в многоквартирных домах и управляющей компанией. В частности, управляющая компания, также как и ресурсоснабжающая организация, обязаны разработать и довести до собственников помещений в многоквартирном доме предложения о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. Причем обязательно должны указываться финансовые средства, объем ожидаемого снижения потребления энергоресурсов и срок окупаемости предлагаемых мероприятий.

Кроме того, закон требует от управляющих компаний выполнения в течение отопительного сезона действий, направленных на регулирование расходов тепловой энергии в многоквартирном доме в целях ее сбережения, и информирования собственников помещений в многоквартирном доме о своих действиях.

Практически во всех домах, обслуживаемых ОАО «Северное управление ЖКС», уже давно установлены подомовые приборы учета тепловой энергии, которые позволяют вести учет всей потребляемой энергии и расход горячей воды. Исполняя требования Федерального закона «Об энергосбережении», в настоящее время здесь приступают к установке приборов учета холодной воды и электро-энергии.

На сегодня приборы учета тепловой энергии завязаны в единую систему. Информация снимается в реальном времени, обрабатывается. Отслеживаются параметры давление. По ним можно судить о температуре в помещениях. Соответственно, можно делать объективные выводы о состоянии внутридомовых сетей.

Говоря об установке подомовых приборов учета, можно отметить, что с этой работой Северное управление ЖКС справляется вполне успешно. На сегодня более важной задачей специалисты УК считают установку поквартирных приборов учета горячего и холодного водоснабжения. Управляющая компания готова предоставить эти услуги всем жителям многоквартирных домов. Но только сами владельцы квартир принимают решение, когда, как и услугами каких специалистов они хотят воспользоваться.

Читатели нашей газеты часто задают вопрос, как можно установить счетчики, и какие выгоды получит обычная иркутская семья от их установки.

По мнению генерального директора Северного управления ЖКС Дмитрия Шишкина, необходимость установки приборов учета потребления энергетических ресурсов и воды вполне закономерна и обоснованна прежде всего для самих собственников квартир. Именно для них станут прозрачными и объяснимыми потребление горячей и холодной воды и плата за них. Как показывает практика, те, кто уже установил поквартирные счетчики горячей и холодной воды, получают существенную экономию на оплате за горячую и холодную воду.