Наши боты:
И снова о тарифах
#ЖКХменяется Новости ЖКХ

В нашу газету часто поступают вопросы от читателей. Вопросы разные, но в основном носят экономический характер и касаются взаимоотношений собственников жилых помещений многоквартирного дома с управляющими компаниями. Для того чтобы наши читатели могли получить компетентные ответы, мы пригласили в редакцию Анастасию Макееву, эксперта СРО «Содружество ЖКХ» по экономическим вопросам.

- Анастасия Владимировна, весна – пора отчетов, в том числе и управляющих компаний. Как и в какой форме происходит отчет?

- Жилищным кодексом РФ предусмотрена обязанность управляющих компаний каждый год отчитываться перед собственниками жилых помещений. Конкретно, как должен выглядеть отчет, закон не разъясняет. Поэтому каждая управляющая компания делает это так, как считает удобным и понятным для жителей. Как правило, информация размещается на досках объявлений в подъездах. В отчете указываются сведения: сколько начислено, собрано и использовано денег на содержание и ремонт общего имущества дома за год. Форма отчетов «Северного управления ЖКС», «Западного управления ЖКС», и «Южного управления ЖКС» в этом году несколько изменена. В прошлом году отчеты были, скажем так, более громоздкими. Сейчас они предельно конкретны и доступны, информация, набранная крупным шрифтом, умещается на листке бумаги форматом А-4. С 10 марта 2012 года отчеты распечатываются, передаются подрядным организациям, которые размещают их на досках объявлений в каждом подъезде МКД.

- Если по какой-либо причине жители не видят отчетов на досках объявлений?

- Жители могут обратиться в управляющую компанию в отдел технического контроля, где им обязаны распечатать и выдать отчет. Если такой возможности нет (например, инженера нет на месте), жители могут оставить заявление, и отчет им отправят по почте. Кроме того, сейчас реализуется задача получения жителями отчета через интернет. У каждого собственника сегодня есть возможность зайти на сайт управляющей компании в свой личный кабинет по расчетам с управляющей компанией. Для того, чтобы получить доступ в свой личный кабинет, собственнику необходимо обратиться в расчетно-кассовый центр с паспортом и заявлением. Собственнику будет выдан пароль-код, с помощью которого он сможет зайти в свой личный кабинет. Здесь можно просмотреть карточку лицевого счета: сколько начислено, сколько оплачено - вся информация по лицевому счету жилого помещения. Сейчас поставлена задача программистам, чтобы в личном кабинете каждый собственник мог посмотреть отчет по своему дому. Запланировано реализовать эту идею в апреле этого года. В любом случае управляющая компания обязана выдать такой отчет в бумажном виде по устному или письменному запросу собственника.


- Некоторые жители спрашивают, почему в тариф «Содержание жилья» заложены услуги паспортного стола?

- Начнем с того, что управляющей компании для того, чтобы правильно рассчитывать плату, за то же потребление холодной воды, нужно знать, сколько человек в данной квартире зарегистрировано. К примеру, если человек выписался, то плату нужно уменьшить. Откуда управляющая компания возьмет такую информацию? Из паспортного стола. Паспортные столы управляющих компаний предоставляют бесплатно услуги по регистрации (прописке-выписке), без оплаты выдают справки о составе семьи, другую необходимую информацию, поскольку все эти услуги уже заложены в тарифе.

- В прошлом году практически закончилась кампания по установке общедомовых приборов учета тепловой энергии. Многие дома, а точнее их жители, уже почувствовали реальную экономию. На очереди установка счетчиков холодного водоснабжения. Как это будет происходить?

- МУП «ПУ ВКХ» планирует в этом году по городу установить 1400 приборов учета ХВС. Для этого МУП «ПУ ВКХ» собирается привлечь кредит, за счет кредитных ресурсов приобрести и установить общедомовые счетчики холодной воды. Однако эта стоимость будет предъявлена жителям, в квитанциях появится дополнительная строка «Общедомой прибор учета по холодной воде». Но у собственников будет возможность оплатить установку счетчиков в рассрочку. Общие собрания собственников жилых помещений МКД сами определят сроки рассрочки, но в Федеральном законе Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» предусмотрен в этом случае максимальный срок рассрочки – 5 лет.

- Во взаимоотношениях собственников жилых помещений МКД с управляющими компаниями самый острый вопрос – тарифы, их уровень.

- Стоит напомнить, что установка тарифов – это право и обязанность самих собственников. Жилищный кодекс РФ возложил эти обязанности на собственников жилых помещений. Предусмотрена следующая процедура: собственники жилых помещений МКД должны в конце года организовать общее собрание, определить перечень работ и услуг, которые они хотят получить от управляющей компании, обратиться в УК с этим перечнем. Управляющая компания просчитывает данное  предложение по цене, после чего жители и УК договариваются о перечне и ценах. При этом управляющая компания должна исходить из того, что есть работы, которые обязаны выполняться на доме, потому что они связаны с безопасностью строения. Например, если не ремонтировать панели (стены дома), в них будет попадать вода. Вода разрушает панель и, как результат, – возможная аварийная ситуация.

- Где жители могут познакомиться с перечнем обязательных услуг, которые влияют на безопасность дома?

- Есть правила, утвержденные Постановлением Госстроя № 170, Постановлением Правительства № 491 «Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме». Сегодня жителям можно руководствоваться этими документами. Однако сейчас в Государственной Думе РФ и Минрегионе ведется работа по утверждению нового минимального перечня услуг по содержанию и ремонту общего имущества домов. Возможно, к лету выйдет соответствующее Постановление Правительства.

- Когда должно происходить утверждение тарифов?

- Законом не предусмотрено, что, например, тариф должен быть установлен в начале или в конце календарного года. Жители могут собраться в апреле и договориться, что с мая хотят получать такой-то набор услуг по такой цене. Если управляющая компания согласна на эти условия, то перечень и тарифы устанавливаются с мая этого года по май следующего. То есть, как минимум на один год.

- Если жители не собрались, не организовались и естественно, ни о чем не договорились.

- Тогда продолжают действовать те условия, которые действовали раньше. У нас в городе практически у всех собственников жилых помещений многоквартирных домов имеются договоры управления МКД. Мало таких, кто еще не выбрал форму управления и конкретную УК.

- Наши читатели интересуются, как распределяется сумма квартплаты. Кто и за что конкретно получает деньги жильцов?

- Квартплата включает в себя плату за жилищные услуги и коммунальные услуги. Плата за жилищные услуги – это плата за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома. На долю жилищных услуг, как правило, приходится 30% (20% - содержание, 10% - ремонт). Оставшиеся 70% квартплаты – это коммунальные услуги. При этом, из 70% на долю холодной воды и канализации приходится 10%, а 60 % - это горячая вода и отопление.

- Спасибо, Анастасия Владимировна, за ответы.

- Пожалуйста. Обращайтесь, всегда готова ответить на вопросы ваших читателей.

Беседовал
Андрей Владимиров