Старшие по домам, узнав, что администрация города расторгает договоры аренды на помещения с управляющей компанией, собрались обсудить эту ситуацию.
Представьте себе, утром, как всегда вы идете за хлебом и молоком. Но на месте привычной булочной обнаруживаете ломбард, а на месте молочного магазина – сауну. Ничего не поделаешь – рыночные отношения: хозяева новых заведений предложили более высокую арендную плату, а за молоком и хлебом вам теперь придется ездить в соседний район.
Примерно такая же ситуация может получиться и с помещениями, которые сейчас занимают управляющие компании: слесарные, дворницкие, расчетные кассы, паспортные столы, кабинеты для инженеров, экономистов и маркетологов. Эти помещения знакомы жителям не первый год. Десятилетиями в них находились ЖЭКи, ЖЭУ, ДЭЗы, организации, занимавшиеся обслуживанием домов. Сейчас их используют управляющие компании. Арендуют у администрации г.Иркутска, поскольку помещения являются муниципальной собственностью. Все вроде бы логично - эти помещения всегда использовались жилищниками и коммунальщиками, а главное, удобно – люди привыкли к местонахождению этих служб и знают, куда в случае чего обращаться. Но вот эти аргументы – «логично» и «удобно» показались для хозяина – администрации г.Иркутска, недостаточными. На первое место был выдвинут другой ряд аргументов «выгодно – невыгодно». Муниципальные власти решили, что более выгодно будет сдавать помещения другому арендатору, у которого более доходный бизнес и который сможет платить больше. Поэтому администрация г. Иркутска без объяснения причин уведомила о расторжении бессрочных договоров аренды с крупнейшими управляющими компаниями города – «Западным управлением ЖКС», «Южным управлением ЖКС» и «Северным управлением ЖКС». Помещения, которые сейчас используют управляющие компании, будут выставлены на аукцион. Если при этом не будет целевого назначения, то есть в условиях аукциона не будет оговорено, что помещения должны использоваться для обслуживания многоквартирных домов, то нетрудно догадаться, какой сверхдоходный бизнес скоро будет представлен там: торговля алкоголем, кафе, рестораны, агентства недвижимости, ломбарды, сауны и т.д. Управляющие компании, конечно, найдут себе другие помещения. Тем более, сегодня рыночная стоимость аренды сопоставима со стоимостью муниципальной. Но не факт, что это будут места в так называемой «шаговой доступности». Речь идет не только о центральных офисах УК. Количество арендованных помещений – десятки. Будут нарушены все наработанные связи, все протоптанные тропки. Сколько времени понадобится, чтобы население привыкло к новым адресам? Насколько это будет удобно, а скорее, неудобно, для жителей?
Следует учитывать, что управляющая компания – клиентоориентированная компания. А крупная УК обслуживает сотни домов и десятки тысяч жителей. Население за предыдущие десятилетия привыкло решать свои проблемы в сфере ЖКХ в определенных местах. Ежедневно идет большой поток жителей в управляющую компанию, они хотят получить разъяснения по поводу новшеств в законодательстве, проконсультироваться по ремонту, обслуживанию жилья, приходят с заявками, с жалобами на работу подрядных организаций и т.д. Пока до каждого дойдет информация о новом местонахождении УК, подрядных организаций произойдет много недоразумений. Этой осенью согласно постановлению Правительства меняются условия расчетов за коммунальные услуги, люди получат новые квитанции, пойдут за разъяснениями в свои управляющие компании, не найдут их в привычном месте, это наверняка вызовет недовольство среди населения и совершенно ненужную социальную напряженность.
В помещениях, арендованных управляющими компаниями, сегодня получили «приют» ТОСы , Советы ветеранов, самодеятельные творческие коллективы. УК абсолютно бесплатно предоставляет им помещения, поскольку стараются поддерживать все полезные и нужные инициативы жителей. Если верить обещаниям мэрии, то для ТОСов будут созданы так называемые «ресурсные центры». Когда это будет, на каких правах туда пустят общественность, кто будет содержать эти помещения? Администрация заявила, что выделила из бюджета города 1 млн.руб. на создание «ресурсных центров». То есть, в настоящее время для бюджета города ничего не стоит содержать помещения для размещения в них общественных организаций. В данное время эти затраты ложатся на УК, теперь же бюджет города будет выделять средства на содержание «ресурсных центров». Но где же логика? Администрация заявляет, что доходов от сдачи в аренду недвижимого имущества не хватает, и тут же выделяет средства, причем значительно превосходящие уровень арендных платежей, на создание очередного муниципального «предприятия». Интересно было бы ознакомиться с уставом этих «ресурсных центров», не подменяют ли они функции тех чиновничьих структур, которые непосредственно и должны заниматься решением социально значимых вопросов жителей города? Причем из двадцати пяти помещений управляющих кампаний, общественникам предлагают, только два - и это на весь город, что будет располагаться в оставшихся двадцати трех офисах – нетрудно представить. Пока же все общественные организации, благодаря мэрии, остаются на улице. Парадоксальная ситуация. Бизнес в лице управляющих компаний демонстрирует социальную ответственность, а городская власть демонстрирует обратное.
Управляющие компании заверяют, что на качестве их услуг ситуация не скажется, но в любом случае у жителей возникнут вопросы и они получат лишние заморочки. Массовая передислокация всех служб крупнейших управляющих компаний Иркутска может вызвать дополнительные проблемы в ЖКХ города, неудобства для сотен тысяч людей и массовое недовольство жителей. Если это – задача городской власти, тогда ее действия становятся понятны.
Владимир Руднев
Мнение:
Светлана Щепина, заместитель министра жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области :
- Печально, когда крайним во взаимоотношениях власти и бизнеса остается население. Годами складывалась схема взаимодействия населения с жилищными организациями, Десятилетия существуют привычные места, связанные с ЖКХ, привычные и удобные для иркутян. Сейчас все это разрушается, а ведь качество обслуживания жилья зависит, в том числе, и от места расположения рабочих точек. Не могу сказать, чем вызвано решение администрации г. Иркутска, но оно явно не пойдет на пользу имиджу власти, а главное — не на пользу населению.
Создавшаяся ситуация коснется сотен тысяч иркутян Дополнительные сложности, которые трудно объяснить с точки зрения обычной логики, всегда будоражат общественное мнение, создают социальную напряженность. А ведь этой осенью ситуация в ЖКХ и так очень непростая в связи с изменением платы за жилье и коммунальные услуги.
К сожалению, в Иркутске муниципальная власть отстраняется от взаимодействия с управляющими организациями, не «мониторит» процесс управления многоквартирными домами. С крупными компаниями администрация вступила в негласное противоборство, а на мелкие, на их качество работы, не обращает никакого внимания. На мой взгляд, органы местного самоуправления должны выстроить систему взаимоотношений с социально значимым бизнесом для того, чтобы улучшить качество жизни и направить все усилия по направлению вектора деятельности управляющих организаций на нужды населения города.
Михаил Дамешек, генеральный директор НПО СРО «Содружество ЖКХ»:
- Население привыкло, что во всех проблемах в сфере ЖКХ виноваты управляющие компании. Но в данном случае УК окажутся без вины виноватые. Создавшаяся ситуация полностью на совести муниципалитета.
Время для расторжения договоров выбрано на редкость «удачно». Для чего это делается? Вызвать социальную напряженность? Приплюсовать к повышению тарифов организационную неразбериху? Создать хаос в системе ЖКХ? В городе проблем и так хватает. Дорожные работы ведутся со срывом сроков, передвигаться по городу крайне сложно. Где нормальное освещение улиц? В темное время суток по городу ходить невозможно. Отвратительно ведется работа по отлову и содержанию бродячих собак. В этом году существенно запаздывает программа ремонта дворов и внутриквартальных проездов. Для чего совершенно искусственно создается еще одна проблема, которую можно было и не создавать?
Через расчетно-кассовые центры, которые находятся в помещениях, арендованных управляющими компаниями, идет основной прием платежей. Теперь привычная схема платежей будет нарушена, в среднесрочной перспективе собираемость квартплаты наверняка значительно снизится. Для того чтобы ее восстановить, понадобится какое-то время. А от этих платежей зависит нормальная работа поставщиков коммунальных ресурсов: тепла, воды и т.д. Соблюдения графика расчетов особенно важно в условиях, когда идет запуск тепла и в зимний период.
Мы долго убеждали людей устанавливать приборы учета. В десятках тысяч квартир они уже установлены. Данные о приборах учета многие подают лично, приходят в офисы управляющих компаний. Теперь и эта система будет нарушена.
Как все можно было сделать по нормальному, без ультиматумов? Очень просто: сесть за стол переговоров, предложить пути решения и договориться сделать все так, чтобы не доставлять неудобств горожанам.
Тамара Винарская, директор Иркутской городской теплосбытовой компании:
- Ситуация в ЖКХ этой осенью и так совсем непростая. Повышение тарифов, вступление в силу Правительственного постановления 354, которое изменило условия оплаты за коммунальные услуги. Человек получает расчетку и видит, что у него повысилась плата, было, к примеру, полторы тысячи, стало две с половиной. Первая реакция: платить не буду, пока не разберусь. Куда идти разбираться? В управляющую компанию. Где управляющая компания? Переехала неизвестно куда. Когда ко всем сложностям добавляется смена дислокаций пунктов приема платежей и работы с населением, это уже похоже на форменное издевательство. Сегодня надо осторожнее, трепетнее относиться к людям, создавать максимальную степень комфорта. Безусловно, создавшееся положение отразится на оплате за коммунальные услуги.
Как ситуация может разрешиться без ущерба для населения? С точки зрения здравого смысла надо сесть за стол переговоров, продлить договоры аренды, сохранив все привычные «нахоженные» места, связанные с обслуживанием жилья, а не кошмарить население непродуманными действиями.