Российские операторы связи уведомили клиентов, что данные о полученных, но не оплаченных услугах отправлены в налоговую и с них придется заплатить подоходный налог. К таким должникам смогут применяться теперь и традиционные ограничения для неплательщиков, включая отказ в выезде за границу. Передавать должников в инспекцию смогут и банки, и предприятия ЖКХ.
ПАО «Ростелеком» информирует, что с 1 марта 2016 года в связи с изменением федерального законодательства «полученные, но не оплаченные услуги связи по истечении срока давности (от трех лет) признаются получением экономической выгоды пользователем» и оператор связи обязан направлять информацию о таких случаях в налоговые органы, говорится в сообщении оператора, опубликованном в понедельник, 20 марта. В соответствии со статьей 41 Налогового кодекса с полученной экономической выгоды физическим лицам необходимо заплатить подоходный налог (по ставке 13%), предупреждает клиентов «Ростелеком».
Аналогичное сообщение ранее получили клиенты «ВымпелКома» (оказывает услуги связи под брендом «Билайн»), сообщается на сайте оператора. «Согласно налоговому законодательству, списание безнадежной задолженности по полученным работам, услугам и поставленным товарам физического лица признается его доходом и подлежит обложению НДФЛ, — подтвердили РБК и в пресс-службе „МегаФона“. — Сейчас мы организуем процесс информирования физических лиц о списании их задолженности».
Как пояснил РБК представитель «Ростелекома» Валерий Костарев, до 1 марта компания направила в налоговую службу информацию о списанных в течение прошлого года долгах за услуги связи, признанных безнадежными. К таким долгам «Ростелеком» причисляет те, которые не были оплачены в течение последних трех лет. По Налоговому кодексу списание задолженности приравнивается к получению материальной выгоды, которая подлежит налогообложению. «В соответствии с изменениями в законодательстве с 2016 года „Ростелеком“ как налоговый агент обязан информировать налоговую службу о факте списания такой задолженности, — говорит Костарев. — Таким образом, абоненты, задолжавшие компании в 2013 году и не погасившие долг с тех пор, теперь обязаны оплатить с него подоходный налог».
Вступившие в силу с 1 января 2016 года поправки в Налоговый кодекс впервые зафиксировали норму, по которой у должника возникает доход и обязанность платить с него налоги с момента списания его непогашенной безнадежной задолженности с баланса организации-кредитора. Предоставление сведений о списанной задолженности коснется всех предприятий, которые списывают безнадежные долги, в том числе банков и компаний ЖКХ, заявил РБК глава группы компаний «Налоговый щит» Владислав Брызгалин. «Списание задолженности по уплате касается вообще всех, кто связан „с прощением долгов по истечению срока давности“ — это норма универсальная, общая», — отметил собеседник РБК.
Костарев не называет точное количество абонентов, задолжавших компании в 2013 году и не погасивших задолженность, как и ее общую сумму. «Речь идет о тысячах абонентов. Как правило, сумма задолженности небольшая, до 1 тыс. руб., потому что операторы обычно перестают оказывать услуги, когда абоненты не платят. Мы понимаем, что для многих людей это может стать проблемой, поэтому проинформировали абонентов», — рассказал Костарев. В 2016 году списанная дебиторская задолженность «Ростелекома» составляла 1,2 млрд руб., говорится в отчете компании по МСФО. Этот показатель включает долги не только физических лиц, но также юрлиц и платежи, совершенные в результате мошенничества. По данным отчетности «МегаФона», дебиторская задолженность оператора (включая долги как физических, так и юридических лиц за услуги связи, торговая дебиторская задолженность и расчеты с поставщиками) на конец 2016 года составила 2,778 млрд руб. «ВымпелКом» пока не публиковал годовые результаты по МСФО.
Как пояснил руководитель практики налоговых споров АКГ «МЭФ-Аудит» Александр Овеснов, необходимость для физического лица платить подоходный налог, если его долг был списан по истечении срока давности, не нововведение. Однако раньше компании могли не сообщать о таких долгах в налоговую инспекцию, предположил он. По его словам, обычно налоговая пишет письмо по месту жительства, в котором извещает о полученной экономической выгоде и необходимости уплатить с этой суммы налог. В случае несвоевременной уплаты начисляется пеня. Для взыскания долга по налоговым выплатам инспекция может обратиться к Федеральной службе судебных приставов. Если сумма долга превышает 10 тыс. руб., приставы могут принять решение об ограничении выезда должника за рубеж. «Чтобы такое случилось с пользователем мобильной связи, его безнадежный долг оператору должен составлять около 80 тыс. руб., что для услуг связи большая редкость, — отмечает Овеснов. — Однако именно при такой сумме налоговой будет иметь смысл тратить усилия на взыскание». Он считает, что при небольшой сумме задолженности налоговая вряд ли будет пытаться ее взыскивать, например, если стоимость отправки извещения будет превышать сумму долга.
По мнению руководителя налоговой практики BMS Law Firm Давида Капианидзе, практика передачи долгов столкнется с рядом препятствий, поскольку экономическую выгоду должника нужно еще доказать. «Одно то, что сотовый оператор записал лицевой счет на какой-то номер и по паспорту он зарегистрирован на такого-то человека, не является прямым доказательством, — отмечает собеседник РБК. — У нас фирмы-однодневки тоже регистрируют на паспорта людей, которые об этом не знают. Кроме того, администрирование этого налога может оказаться дорогим. После того как операторы связи сообщают в налоговую о должниках, налоговые органы все это должны проадминистрировать, установить конкретных физлиц (могут быть совпадения ФИО)». По его версии, этот механизм в дальнейшем может распространиться на банковскую сферу и платные парковки.
Долги выводят на свет
Большой объем задолженности физлиц традиционно формируется за услуги ЖКХ, отмечают опрошенные РБК эксперты. На конец 2016 года совокупный размер долга за такие услуги составлял более 1 трлн руб., из которых долги населения — порядка 270–275 млрд руб., приводит статистику президент Ассоциации компаний, обслуживающих недвижимость (АКОН), Никита Чулочников. По мнению председателя комитета Торгово-промышленной палаты России по предпринимательству в сфере ЖКХ, появившаяся законодательная практика должна быть распространена на госструктуры, которые являются обладателями основных долгов по услугам ЖКХ, но «которые нельзя отключать от света и воды». «Тогда ситуация с собираемостью [долгов] может измениться», — отметил он.
В результате применения новой практики собираемость платы за услуги ЖКХ вряд ли изменится, отмечает директор направления «городское хозяйство» Института экономики города Владилен Прокофьев, те, кто не мог оплатить услуги ЖКХ, тот и не будет платить этот налог. Чтобы повысить добросовестность граждан по оплате услуг ЖКХ данным нововведением, необходимо, чтобы состоялись прецеденты по взысканию налоговыми органами налога в 13% с физических лиц, уверена Татьяна Стрельцова, финансовый директор АО «ВК Комфорт» (входит в топ-15 крупнейших частных УК на рынке жилья Москвы). «Только после того как поправки в Налоговый кодекс будут отработаны на практике, они заставят задуматься недобросовестных граждан о необходимости вовремя оплачивать жилищно-коммунальные услуги», — добавила она.