Наши боты:
«Главное – уметь договориться»
#ЖКХменяется Новости ЖКХ

Старший по дому Николай Степанчук делится опытом своей работы

Проверить, как работает элеватор в подвале и не течет ли крыша в доме, посмотреть качество ремонта в подъездах, объяснить подрядчикам, чего не хватает жителям для комфорта, а жителям – когда этот комфорт у них появится. Все эти заботы ложатся на плечи старших по домам. И, несмотря на то, что это работа на общественных началах, такие люди говорят, что она приносит им удовольствие. Потому что, в конечном счете, результат работает как на себя, так и на многих других людей.


В доме №237 по улице Севастопольской Николай Степанчук живет всего три года. Но его знают все соседи. Год назад на общем собрании собственников жилья выбрали Николая Петровича старшим по дому. И с этого момента у него началась совсем другая жизнь. Теперь пришлось думать про уют не только в своей квартире, но и во всем доме.

– Стал замечать вещи, на которые раньше просто не обращал внимания. Например, иду с автобусной остановки и невольно смотрю на козырек крыши. Вижу, что кое-где он сломан, сразу отмечаю, что надо сообщить об этом коммунальщикам, – рассказывает Николай Степанчук.

Но просто высказать свои замечания специалистам – мало. Надо вместе с ними подняться на крышу и посмотреть, что там творится. Кстати, тогда он впервые побывал на кровле собственного дома.

–Моя основная работа – электромеханик кабельного телевидения, поэтому на крышах домов приходится бывать часто, но на крышу дома, в котором живу, не приходилось подниматься ни разу. Когда посмотрел, в каком она состоянии, сразу понял, что жалобы жильцов верхних этажей на мокрые потолки были не беспочвенны. Во многих местах шифер был сломан. Мы сразу же договорились с представителем обслуживающей организации, что его нужно заменить. Все ремонтные работы выполнили в срок, нареканий по качеству не возникло, и я уверенно отчитался перед соседями о том, что проблема ликвидирована.

Следующая крупная проблема, которую удалось решить достаточно быстро, касалась, в первую очередь жильцов с нижних этажей. Люди уже давно жаловались, что в подъезде сильно пахнет канализацией. Оказалось, что испарения из подвала попадают сюда через дыру, которая находилась под лестницей на первом этаже. Ее сразу же зацементировали, и неприятный запах исчез.

Пока искали причину этой проблемы, попутно обнаружилась и еще одна – подвалы в доме захламлены большим количеством мусора.

–Было видно, что лежит он здесь давно, копился годами. Начали разгребать завалы, сами удивились, как его много – вывезли на полигон двенадцать грузовых машин отходов. Зато теперь душа спокойна – знаю, что подвалы в доме чистые. Тем более, что в прошлом году в каждом из них поменяли задвижки, а на выходе установили двери с замками. Можно не опасаться, что там обоснуются на ночлег бомжи, – уверен Николай Петрович.

Но есть одна проблема, которую до сих пор не удалось решить, и существует она не только в этом доме. Речь идет о человеческой пассивности и равнодушии, с которой сталкивается большинство активистов по линии ЖКХ.

– На сегодняшний день долг по платежам в управляющую компанию по нашему дому превышает один миллион рублей. Возмущает то, что не хотят платить вовремя вполне обеспеченные люди. Их не волнует, что эти деньги нужны на ремонт нашего общего имущества. Но почему-то при этом такие люди считают, что им все вокруг обязаны. Сколько раз видел – утром дворник все чисто подмел, а через час кто-то выбросил мусор прямо из окна на тротуар. И все идут мимо, никому нет дела до этого, – возмущается старший по дому.

Но, несмотря на все эти неприятности, Николай Петрович говорит, что такая общественная нагрузка ему вполне по силам. И он готов заниматься ею дальше, тем более, что ему удается находить общий язык и с соседями, и с подрядчиками, которые обслуживают дом.

И, хотя на первый взгляд, кажется, что прослойка из старших по подъездам и домам, которая появилась в коммунальном хозяйстве с началом реформы ЖКХ, только добавляет головной боли подрядчикам, эти специалисты говорят, что ввести такие общественные должности – абсолютно верный шаг.

Эту точку зрения полностью разделяет Александр Штутман, который работает в системе ЖКХ тринадцать лет. За это время он успел побывать в должности начальника участка в домоуправлении советского образца, а теперь руководит частной фирмой, которая обслуживает восемнадцать домов, расположенных в Ленинском округе.

– Эти две системы управления домами отличаются, как небо и земля. Наверное, многие помнят, как ругали работу домоуправлений в дореформенное время. Все потому, что тогда все было ничье, а ничье – значит, никто ни за что не отвечает. Теперь у домов появились собственники, которые хотят знать, на что потрачены их деньги, и заинтересованы в том, чтобы все работы по дому были выполнены качественно и в срок. Соответственно, и я заинтересован в том, чтобы мои специалисты работали хорошо. Ведь, если нет замечаний со стороны жителей, я хорошо зарабатываю, а, если нарекания возникнут, управляющая компания накажет меня рублем, – рассказывает Александр Яковлевич.

Как видно, требования к работе возросли, но при этом подрядчик считает, что работать стало все-таки проще, именно благодаря тому, что теперь в каждом доме есть свои старшие.

–Это посредники между нами и собственниками квартир. Они знают все проблемы, существующие в доме. И нам, конечно же, проще обсудить их с одним человеком, чем отвечать на вопросы каждого из жильцов.

Но, тем не менее, общение с жильцами происходит по их первому требованию.

–У каждого есть номер моего телефона. Мне могут позвонить в любое время суток, я всегда на связи. И, если случилась экстренная ситуация, готов приехать даже ночью, - говорит Александр Штутман. 


Многие считают, что большинство мужчин мечтают проводить свое свободное время, лежа на диване перед телевизором. Но, глядя на образ жизни Николая Петровича Степанчука, этот стереотип отпадает сам собой. Несмотря на наличие основной работы и семьи, он не побоялся взять на себя общественную нагрузку, и вот уже год является старшим по дому №237 на улице Севастопольской. Конечно, свободного времени теперь почти не остается, но мужчина говорит, что эта работа ему очень нравится, хотя бы потому, что он уверен в том, что он сам, его семья и соседи будут жить в комфорте.

3858 Частный предприниматель Александр Штутман спокоен за состояние дома №237: «Несмотря на значительную задолженность по квартплате, в этом году удалось отремонтировать четыре подъезда, а также заменить 200 квадратных метров кровли. Провели и наружное благоустройство – возле каждого подъезда установлены лавочки, где жители могут посидеть, отдохнуть. В будущем году приведем в порядок оставшиеся шесть подъездов».