Наши боты:
Счетчик закрутится по среднему
#ЖКХменяется Новости ЖКХ

Фонтанка

С 1 июня меняется система оплаты коммунальных услуг для тех граждан, у кого стоят счетчики на холодную и горячую воду, газ или свет. Если сейчас мы должны подавать показания приборов учета ежемесячно, то теперь эта обязанность с нас снимается. Чем это грозит рядовому потребителю, выясняла «Фонтанка».

Обязанность ежемесячно подавать данные индивидуальных приборов учета появилась в новых Правилах предоставления коммунальных услуг, которые вступили в силу с 1 сентября 2012 года. В предыдущей редакции правил это требование было размытым и не содержало конкретных сроков: там было просто написано, что при наличии счетчика мы должны оплачивать воду или свет в соответствии с его показаниями.

С 1 сентября 2012 года система оплаты следующая. В середине месяца мы получаем от управляющей компании квитанцию на оплату коммунальных услуг (в Петербурге 80% квитанций печатает ГУП ВЦКП). Если в квартире не стоят счетчики на холодную или горячую воду, то плата за эти ресурсы начисляется в соответствии с нормативом. Если же они есть, то в соответствующих ячейках вписываются их показания. Эти показания будут учтены при оплате воды в следующем месяце. Квитанции на оплату газа и электричества присылают «Петроэлектросбыт» и «Газпром Межрегионгаз Петербург» соответственно.

Если потребитель по какой-то причине не указывает показания, то, в соответствии с действующими правилами, в течение трех месяцев плата начисляется по среднему – то есть вычисляется средний платеж за предыдущий период. Наконец, если по истечении трех месяцев данные счетчиков так и не поступили, то расчет идет исходя из норматива, который установил комитет по тарифам Смольного. При этом впоследствии, когда потребитель наконец указывает показания, ему делается перерасчет: тому, кто заплатил больше, деньги возвращаются, а кто меньше – вынужден доплачивать. Отметим, правда, что «по среднему» этой зимой начисляли только поставщики электричества и газа: база ВЦКП была не готова к новой системе, и его сотрудники сразу выставляли плату по нормативу.

В апреле 2013 года, после многочисленных скандалов с коммунальной квитанцией минувшей зимой, федеральное правительство внесло в Правила предоставления коммунальных услуг изменения: был вычеркнут пункт, согласно которому граждане должны ежемесячно подавать данные счетчиков. Свою роль сыграло и решение Верховного суда РФ, принятое в начале апреля: обязанность регулярно отчитываться о потреблении коммунальных ресурсов отсутствует в Жилищном кодексе, а значит, незаконна.

Измененная версия Правил предоставления коммунальных услуг вступает в силу с 1 июня 2013 года. Это означает, что если в квитанцию, которую мы получили в мае, еще нужно вписывать показания приборов учета, то в той, которая придет в середине июня, – уже нет. То же касается и платежек «Петроэлектросбыта» и «Газпром Межрегионгаза».

Шуму много, изменений мало

Впрочем, эксперты указывают, что это лишь формальное изменение, так как все остальные нормы правил остались в силе. Дело в том, что если мы вдруг не подадим данные счетчиков, то в следующем месяце с нас по-прежнему возьмут по среднему. Только если раньше средний платеж взимался в течение трех месяцев, после чего начисления проводились по нормативу, то теперь этот период будет длиться шесть месяцев.

Правда, с 1 января 2015 года плата по нормативу будет несколько иной. Новой редакцией правил предусмотрено, что тогда начнут действовать корректирующие коэффициенты для тех граждан, у которых не установлены счетчики. Первые полгода 2015-го плата по квартирам без счетчиков будет больше на 1,1, во втором полугодии – на 1,2. А с 1 июля 2016-го ее станут автоматически увеличивать в 1,5 раза. Коэффициенты будут применяться и к тем квартирам, где узлы учета установлены, но данные по потреблению отсутствуют более шести месяцев.

Новым законом также предусмотрено, что раз в шесть месяцев представители управляющих компаний, «Петроэлектросбыта» и «Газпром Межрегионгаза» имеют право прийти в квартиру к гражданину и проверить показания счетчиков. Дальнейшие события будут аналогичны тому, как если бы собственник сам указал эти данные. Поставщик ресурса сделает ему перерасчет: если за время оплаты по среднему и по нормативу было внесено больше денег, то их учтут в будущих квитанциях, меньше – придется доплатить.

Как объяснили в жилищном комитете, в ведении которого находится  ГУП ВЦКП, база данных предприятия уже готова к выставлению счетов за холодную и горячую воду по среднему. Предполагается, что к оплате будет выставляться средний платеж за последние три месяца. Что касается «Петроэлектросбыта», то, как говорят в компании, этот период индивидуален для каждого пользователя. Если человек платит за электричество давно, то для расчета берется сумма за год, если меньше этого срока – то число месяцев, за которое есть показания.

Подводные камни

Несмотря на то, что, по сути, в системе оплаты коммунальных платежей мало что меняется, игроки рынка указывают, что инновации несут в себе ряд потенциальных проблем. Первая – усиление неразберихи с платежами. Как говорит заместитель генерального директора ООО «ПромИнвест» Дмитрий Стригуненко («ПромИнвест» владеет тремя городскими жилкомсервисами), управляющим компаниям придется постоянно делать мелкие перерасчеты, попутно объясняя недовольным гражданам, почему в одном месяце им была выставлена одна сумма, а в следующем – другая.

Увеличится и так называемый «кассовый долг» перед поставщиками холодной и горячей воды. Житель будет платить по среднему, а общедомовой счетчик учтет реальное потребление, и «Водоканал», «Теплосеть» и ГУП ТЭК выставят квитанцию именно по показаниям последнего. Понятно, что рано или поздно собственник внесет деньги за фактически использованную воду. Однако до этого отрицательная разница – в случае ее возникновения – будет считаться долгом управляющей компании.