«Введение обязательного лицензирования для управляющих компаний — это звоночек, предупреждающий, что в данной сфере накопилось много нарушений и жалоб», — говорит начальник управления жилищной политики и стратегического развития Елена Рябых. Впрочем, специалисты признают, что получить лицензию несложно. С требованиями могут справиться даже нерадивые управляющие организации, к которым у жильцов и надзорных органов масса претензий.
Экзамен на память
До 1 мая все управляющие компании Иркутской области, которые желают остаться на коммунальном рынке, обязаны получить лицензию на свою деятельность. Для этого все они до 1 апреля обязаны были подать соответствующие документы в Службу государственного жилищного надзора. Речь идёт о 239 управляющих организациях разной формы собственности: как частных, так и муниципальных. По данным на 30 марта, заявление на соискание лицензии подали 222 управляющие компании региона.
Для получения заветного документа компаниям необходимо соблюсти всего пять требований. Организации должны быть зарегистрированы на территории России, у руководителя не должно быть неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие. На своём официальном сайте управляющая организация должна раскрыть информацию о своей деятельности. Должностные лица (руководитель и его заместители) должны сдать квалификационный экзамен.
Изначально список требований был шире. Так, прошлым летом, когда лицензирование было только введено, но ещё не были утверждены все детали процедуры, в Службе государственного строительного и жилищного надзора Иркутской области говорили, что на решение комиссии — выдавать лицензию соискателю или нет — повлияет наличие судебных тяжб у управляющей компании, а также предписаний надзорных органов. Кроме того, рассматривался вариант не допускать до управления многоквартирными домами компании с долгами перед ресурсоснабжающими организациями. Позже данные критерии в список обязательных не попали.
Сегодня специалисты говорят, что лицензию не получат только ленивые. «Процедура лицензирования на первый взгляд кажется сложной. На самом деле любая грамотно работающая управляющая компания в силах справиться с задачей», — уверен руководитель НКО СРО «Содружество ЖКХ» Михаил Дамешек. Подтверждением его слов могут послужить результаты квалификационного экзамена управляющих компаний. В течение марта практически все УК региона попробовали написать коммунальный ЕГЭ. По словам Елены Рябых, семь из десяти стабильно выполняли тест без единой ошибки.
Возможно, на такие высокие результаты повлияло и сама организация экзамена. Ещё в ноябре прошлого года с пробником, который проводило «Содружество ЖКХ», справилось всего 10% участников. Стобальников тогда не нашлось. За зиму руководители управляющих организаций и их замы имели возможность натренироваться. Все вопросы опубликованы на официальном сайте Минстроя России. Кроме того, в сети Интернет легко найти online-версию тестирования. После его завершения можно ознакомиться с правильными ответами.
Из-за такого массового распространения вопросов региональный квалификационный экзамен свёлся к проверке памяти руководителей компаний. Сложно представить, чтобы выпускники школ сдавали свой ЕГЭ в подобном формате.
Чтобы получить удовлетворительную оценку, коммунальщики за два часа должны были ответить правильно на 86 из 100 вопросов. Надо отметить, что формально вопросы на коммунальном экзамене не повторяются. Но на деле некоторые из них отличаются лишь формулировкой. Все они касаются жилищного и административного законодательства, трудового права, технического сопровождения обслуживаемого жилого фонда.
Не справлялись с заданием единицы, при этом количество баллов не опускалось ниже отметки 70. «Два часа никто не использовал. У нас был даже рекорд: сто правильных ответов за девять минут. Самое долгое время — час и двадцать минут. Никто шпаргалками не пользовался. За несоблюдение правил экзамена мы никого не выгнали», — подчеркнул Дамешек. Любопытно, что до начала экзамена обсуждался вопрос организовать online-трансляцию его проведения, чтобы любой житель многоквартирного дома в регионе мог посмотреть, как представители его управляющей компании справляются с тестированием. Но задумку так и не реализовали.
По словам Дамешека, в Иркутской области лишь 3% экзаминующихся не справились с тестом. По России данный показатель — 7%. На конец марта аттестаты о сдаче экзамена получили 280 (из 446) первых лиц компаний и их заместителей.
Секретные материалы
По словам заместителя руководителя Службы государственного строительного и жилищного надзора Иркутской области Ирины Савинцевой, из пяти обязательных пунктов сложности у управляющих компаний региона возникают только с одним — обязательным раскрытием информации о своей деятельности. Опубликованию подлежит целый список данных: планы и отчёты работ по каждому дому, тарифы, стоимость работ, список обслуживаемых многоквартирных домов (и тех МКД, с кем были расторгнуты договоры за прошедший календарный год), режим работы компании, часы личного приёма, телефоны диспетчерских служб, сведения о членстве в саморегулируемых организациях.
При этом раскрывать информацию необходимо не только по запросам, поданным в письменном или электронном виде. Согласно рекомендациям государственной информационной системы жилищно-коммунальной хозяйства (ГИС ЖКХ), данные должны быть представлены на специальном сайте www. reformagkh. ru, а также (по выбору управляющей организации) на официальных сайтах самой компании, органа местного самоуправления, органа исполнительной власти. Кроме того, вся информация в полном объёме должна быть опубликована в официальных печатных средствах массовой информации, на информационных стендах в помещении управляющей организации.
На конец марта необходимый пакет документов в Жилнадзор области предоставили меньше сотни управляющих компаний региона. Между тем ведомство может целый месяц потратить на проверку всех данных.
По мнению Михаила Дамешека, некоторые требования законодательства по раскрытию информации управляющим организациям выполнить сложно. Так, это касается размещения данных на информационных стендах в офисах компании. «Речь идёт о большом объёме информации, о целой пачке документов. Как это хранить на стендах? Представьте, один человек зашёл в компанию, выдернул листы со стенда, забрал себе домой для ознакомления. Следом идёт контролирующих орган, видит, что информации нет. Управляющую компанию, как нарушавшую постановление правительства, ждут проблемы», — говорит Дамешек.
Специалисты «Содружества ЖКХ» совместно со Службой жилищного надзора Иркутской области нашли «современный и удобный» способ для решения проблемы. Компаниям региона предлагают приобрести так называемые инфоматы. Внешне они напоминают терминалы для оплаты платежей, которые сегодня часто встречаются в магазинах и банках. Техническая начинка «терминала» будет особенной — специальное программное обеспечение, которое позволит оперативно обновлять представленные данные. Подразумевается, что данные «информационные киоски» будут обладать и функцией приёма платежей, а также печати.
«Мы сейчас прорабатываем технические вопросы, решаем, сколько новинка будет стоить управляющим компаниям», — отметил на конференции руководителей управляющих компаний и органов местного самоуправления региона Дамешек. После его слов по залу прокатился гул недовольных голосов. В сети Интернет платёжные терминалы в среднем стоят 70 тыс. рублей. Придётся тратиться компаниям и на обслуживание терминалов. Для этого можно завести специального сотрудника или заключить договор подряда со сторонней организацией. Затраты немалые, но, подчёркивает Дамешек, штраф за нераскрытие информации достигает 250 тыс. рублей.
По закону управляющие компании на подобные приобретения могут тратить средства только из своего вознаграждения, а не оплаты жилищно-коммунальных услуг. Крупные компании, безусловно, могут позволить себе такую электронную технику, чего не скажешь о мелких управляющих компаниях. Дополнительные способы подрабатывания организаций всем известны: они часто фигурируют в криминальной хронике.
Дамешек подчеркнул: установка инфоматов — дело добровольное. «Мы уже получили согласие многих управляющих компаний области. Крупнейшие компании Иркутска также склоняются к пользе инфоматов. Раскрытие информации „Южного управления ЖКС“ растянулось на пять коробок офисной бумаги — почти семь тысяч листов. Здесь понимают, что намного удобней было бы разместить эту информацию на специальном терминале», — подчеркнул Дамешек.
Источник информации: Сибирский энергетик