С июля жители многоквартирных домов по всей России будут получать квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг с учетом нового платежа — на капитальный ремонт. Почему он уже стал бременем для собственников жилья, а для чиновников — головной болью?
По данным Минстроя, в капремонте сегодня нуждается почти половина из 2 млн 250 тысяч многоквартирных домов (МКД). Это не значит, что всем им в пожарном порядке требуются комплексные ремонтные работы. Меж тем в большей части из них надо починить крышу, или заменить лифт, или обновить коммуникации. Доля ветхого (при износе более 60 процентов все еще подлежит ремонту) и аварийного (непригодно для жизни) жилья составляет около 3 процентов от общей площади жилищного фонда в РФ. Однако в абсолютных показателях — это свыше 11 млн квадратных метров жилых помещений, требующих реконструкции. На все это нужны деньги.
— При решении проблемы капремонта жилья Россия следует по пути бывших соцстран из Восточной Европы, Прибалтики, где содержание дома — обязанность собственников,— объясняет Ирина Генцлер, директор направления «Городское хозяйство» Института экономики города.— Но там другой менталитет, жители понимают, что они в ответе за домовое имущество. У нас по-прежнему большинство рассчитывает на государство. Новая система финансирования капремонта МКД, по идее, должна изменить ситуацию.
Впрочем, система относительно новая. Дело в том, что в России расходы на капремонт пытались переложить на собственников жилья еще в 2005 году. В Жилищном кодексе появилась соответствующая поправка. Но в документе не оговаривалось, как именно будет взиматься платеж. В 2012-м новая поправка ввела минимальный ежемесячный взнос. На выбор жильцам предоставили два способа накопления средств на ремонт. Общее собрание собственников жилья решает: либо открыть спецсчет для своего дома, либо направить взносы в фонд регионального оператора (создается что-то вроде «общего котла», откуда средства распределяются на капремонт нуждающихся в нем МКД). Размер взноса каждый субъект РФ определял сам.
Региональные программы капремонта, рассчитанные на 25-30 лет, массово начали действовать с 2014 года. Москва оказалась последним бастионом. В столице, где выше уровень доходов населения, дороже недвижимость и ремонтные работы, установлен наибольший в стране минимальный взнос — 15 рублей за квадратный метр в месяц. Так что владелец типовой двушки в 55 квадратных метров обязан ежемесячно платить 825 рублей (плюс к квартплате). При среднем по стране размере взноса в 6 рублей при тех же условиях выходит 330 рублей в месяц. Однако у столичных властей есть лазейка, чтобы успокоить взволнованных граждан: в Москве самый низкий порог для получения субсидий на оплату ЖКУ — если сумма платежа превышает 10 процентов от дохода семьи (в среднем по России — 20 процентов), он действует и в отношении взносов на капремонт.
Нововведение затрагивает большую часть россиян: по Росстату, 2/3 населения живут в многоквартирных домах. Многое для них по-прежнему непонятно: как оценивалось состояние МКД и выстраивалась их очередь на капремонт, как будет контролироваться качество ремонта? Впрочем, на первом месте, конечно, денежные вопросы: как рассчитывался минимальный взнос, кто отвечает за собранные деньги?
Соцопросы показывают: россияне готовы смириться с новым платежом, но хотели бы платить постфактум — за уже оказанную услугу. "Идею капремонта в кредит поддерживает почти половина жителей МКД — 47 процентов«,— говорит директор по исследованиям НАФИ Тимур Аймалетдинов. Однако пилотный проект, запущенный Минстроем в 2014-м в 9 регионах, выявил, что банки, опасаясь невыплат, не спешат выдавать собственникам жилья деньги на капремонт. А те, в свою очередь, не согласны на грабительские проценты по кредитам.
В итоге люди просто не платят взносы. По официальной статистике, недосборы за ЖКУ составляют 6 процентов. А взносы на капремонт, согласно опросу НАФИ, не платит 21 процент жителей МКД: 6 процентов потому, что не являются собственниками жилья, 5 процентов говорят, что не получают квитанцию, у 2 процентов льготы и 8 процентов из принципа. Но даже если все заплатят, этих денег не хватит на запланированные работы.
— Чтобы обеспечить финансирование капремонта на деньги жильцов, минимальный взнос должен быть 25-30 рублей за квадратный метр,— утверждает Ирина Генцлер.— Размер взноса умышленно снизили, чтобы его смогли заплатить все. Естественно, возникает вопрос: откуда брать недостающие средства, чтобы провести ремонт в полном объеме? В бюджетах денег на это нет.
Программа капремонта буксует, и это видно по новостям из регионов. В Башкирии спорят из-за тендеров на ремонт МКД. В Нижегородской области собрали лишь половину взносов, и большую часть ремонтных работ перенесли на следующий год. В Саратове облдума решает, не исключить ли ветхое жилье из программы капремонта... Региональные власти все чаще говорят о неминуемом повышении минимального взноса. По данным Фонда содействия реформированию ЖКХ, в 2016 году размер взноса поднимут в Белгородской области с 5,9 рубля за квадратный метр до 6,7, в Мордовии — с 6,83 до 7,68, в Московской области — с 7,3 до 7,8. И далее по списку...
Плата за общее. Экспертиза
То, что собственники жилья должны платить за содержание общедомового имущества — крыши, фасада, подъезда, лифта,— в принципе, разумно. Так действует рыночная экономика. Но у нас все по-своему. В 1990-е годы люди приватизировали квартиры, и почему-то сложилось представление, что одно дело — личная жилплощадь, другое — лестничная клетка: за нее пусть отвечает государство. Поэтому переход к новой системе финансирования капремонта домов на деньги жильцов — это правильный шаг. Но момент для него выбран крайне неудачный. Стартовать надо было на пике нефтяного бума, когда доходы населения росли. А сейчас, когда доходы, наоборот, снижаются из-за кризиса, россияне болезненно воспринимают введение нового платежа. И включение его в единую квитанцию с платой за жилищно-коммунальные услуги — это очевидная уловка. Ведь таким образом можно с большей вероятностью обеспечить оплату взноса за капремонт.
При этом людям непонятна судьба их же денег. Слишком много возможностей для недобросовестных манипуляций. С одной стороны, вариант с региональным оператором выгоден тем, кому ремонт потребуется в скором времени, его жильцы просто не в состоянии собрать нужную сумму. С другой — именно этот вариант допускает коррупцию. Например, при решении вопроса о начале ремонтных работ, при установлении очередности на капремонт. Не исключены и сговоры нечистых на руку руководителей региональных операторов с подрядными организациями.
Между тем предусмотрен другой вариант накопления средств на ремонтные работы — спецсчет. Тут у жильцов, казалось бы, больше ясности в отношении собственных взносов: они пойдут напрямую на ремонт их дома. Однако этот вариант оказался заметно менее популярен. Причина — социальная инертность. Людей пугают организационные сложности. Ведь чтобы выбрать спецсчет, надо было провести общее собрание жильцов, на котором за его создание должны были проголосовать две трети всех собственников жилья. А затем нужно еще наладить общественный контроль над их расходованием. История вновь показывает: в России дефицит инициативных граждан.
Хотя для собственников элитного жилья, например, предпочтительнее вариант со спецсчетом. Они понимают: в стране немало домов, у которых износ 80 и даже 90 процентов, которые не признаны аварийными. И в случае с «общим котлом» такие дома оттянут на себя существенную долю собранных средств. Или при усредненном подходе, как в Москве, где минимальный взнос в 15 рублей за квадратный метр установлен для всех типов домов, но они могут требовать абсолютно разных вложений: какой-то дом можно «вылечить» за миллион рублей, а другому и 10 млн будет мало. Считать программу капремонта эффективной можно будет не раньше, чем граждане увидят конкретную пользу от своих взносов в виде качественно отремонтированных домов.
Источник информации: Коммерсантъ.ru