Подведены итоги «ЖКХ-марафона», который прошел 14 декабря по итогам 2015 года. В ходе марафона было задано 286 вопросов, касающихся всех сторон работы сферы ЖКХ. ЖКХ-марафон проводится в Иркутской области уже третий год. Он организован Межрегиональной ассоциацией управляющих многоквартирными домами Приангарья и Бурятии «Содружество ЖКХ» и Иркутской процессинговой компанией.
По данным организаторов только прямую трансляцию марафона посмотрели 4588 человек, что способствовало главной — просветительской — цели мероприятия. Как отметил в ходе марафона генеральный директор Межрегиональной ассоциации управляющих многоквартирными домами Иркутской области «Содружество ЖКХ» Михаил Дамешек, в жизни дома важен каждый голос.
— Среди многих жильцов бытует мнение, что управляющими компаниями ничего не делается. Но это точка зрения тех, кто ни разу не принимал участия в жизни дома, — замечает Михаил Дамешек. — Тот жилец, который хоть раз побывал на общем собрании, заходил в личный кабинет или видел отчёт по дому — прекрасно знает, что делается, и что будет делаться. Дома находятся в различном техническом состоянии, и сразу начинать с ремонта подъездов — нецелесообразно. Поэтому управляющие компании сначала приводят в нормальное состояние инженерные системы. Есть дома, где собираемость коммунальных платежей такова, что нельзя сделать всё за год-два. Некоторые здания стояли 50 лет без ремонта, а управляющие компании работают пять лет.
Тем не менее, Михаил Дамешек отмечает позитивную динамику развития управляющих компаний:
— За последние пять лет по вине управляющих компаний не было аварий в многоквартирных домах. Отсутствие аварийных ситуаций говорит о большой работе жилищно-коммунальных служб.
Эксперт также констатирует рост коммунальной грамотности населения:
— Процент неактивного и необразованного в сфере ЖКХ населения с каждым годом снижается. Теперь у жильцов не возникает вопроса, куда идут большие суммы на подготовку к зиме. Впрочем, суммы с каждым годом становятся всё меньше, помогает модернизация оборудования. Стоит отметить важность советов домов — это орган, к которому прислушиваются управляющие компании, и у которого есть официальные полномочия. Такие советы знают потребности жильцов, знают о планах УК, поэтому там происходит постепенная работа. Дома, не имеющие таких советов, находятся в стадии стагнации, поскольку здесь УК для принятия решений должна проводить общие собрания жильцов. А собственники зачастую проявляют низкую активность.
Касаясь вопроса индивидуальных коммунальных тарифов, Михаил Дамешек отметил положительную сторону частного подхода:
— Даже два стоящих рядом дома одного года постройки находятся в разном техническом состоянии. Поэтому каждому дому нужен индивидуальный перечень услуг и индивидуальный тариф. Другое дело, что этот перечень услуг должен появляться на основании доказательной базы. При этом УК должна предложить собственникам тот перечень услуг, который позволит не только поддерживать системы жизнеобеспечения, но должен продлить срок службы этого дома. Политика должна быть направлена не на устранение аварийных ситуаций, а на предупреждение таковых.
По признанию директора региональной ассоциации «Содружество ЖКХ», серьёзной проблемой остаётся задолженность населения за жилищно-коммунальные услуги. На сегодняшний день совокупный долг населения превышает миллиард рублей.
— При этом неплательщики делятся на несколько категорий: тех, кто не хочет платить, тех, кому некогда платить и тех, кому нечем платить. Последней категории жильцов мы рекомендуем обратиться в управляющую компанию, чтобы составить соглашение о рассрочке платежа. Самая опасная категория граждан — те, кто ведет асоциальный образ жизни, те, кто не платит и не будет платить. На них в перспективе должна действовать мера выселения. Что касается остальных категорий жильцов, то им стоит платить вовремя, не накапливать долги. Поскольку рано или поздно начнёт действовать решение суда, может быть наложен арест на имущество. По решению суда действительна только единовременная выплата, и ни о какой рассрочке не может идти речи.
К должнику могут быть применены и другие ограничительные меры: например, отключение электричества. Управляющие компании также пользуются такими методами как ограничение канализования.
— В таких случаях применяется заглушка. Вода из раковин и унитазов понемногу уходит, но очень медленно. Соответственно может возникнуть такая ситуация, когда человек нажмёт на кнопку унитаза, а содержимое окажется у него в квартире, — предупреждает эксперт.
По словам Михаила Дамешека, такие «карательные» меры необходимы для предупреждения кризиса неплатежей:
— Из миллиарда рублей задолженности 700 миллионов — это долг перед поставщиками коммунальных услуг. На эти деньги закупаются ресурсы — уголь, свет, газ, а главное — за счет этих средств производится планово-предупредительный ремонт. Отсутствие средств может вылиться в повышение аварийности на сетях. Оставшиеся 300 миллионов идут управляющим компаниям, которые на эти деньги также производят плановый и текущий ремонт инженерных сетей.
Интерактивный ЖКХ-марафон проводился в течение суток. Спикерами выступили эксперты, руководители управляющих компаний, активные граждане, представители исполнительных органов власти, городской администрации, правительства Иркутской области, фонда капитального ремонта. Ответы, полученные в ходе марафона, доступны на специальном сайте.
Источник информации: Телеинформ