Иркутяне за коммунальные и жилищные услуги недоплатили более 1,5 миллиардов рублей. Борьбу с должниками ведут по всем направлениям: УК совместно с поставщиками ресурсов перекрывают доступ к благам цивилизации, приставы описывают имущество и накладывают арест на счета. Есть в областном центре и принципиальные неплательщики, задолженность которых исчисляется сотнями тысяч рублей.
Каждый день судебные приставы-исполнители совершают объезды по адресам злостных неплательщиков
Принципиальный должник
В Иркутске долг населения за коммунальные и жилищные услуги превышает 1 миллиард 600 миллионов рублей. Эта колоссальная сумма, отметили в СРО «Содружество ЖКХ», не перестаёт расти. Горожане неохотно расплачиваются по долгам. Только по Свердловскому району ведётся 734 судебных производств на 39 миллионов рублей. Каждый день судебные приставы-исполнители совершают объезды по адресам злостных неплательщиков. По словам судебного пристава-исполнителя Свердловского ОСП Ольги Власовой, на встречи с должниками для безопасности всегда выезжают и охранники с автоматами. Бывали случаи, когда приставов встречали разгневанные должники с топорами, ружьями и ножами.
«Перед тем, как отправляться к должнику, мы всегда предварительно с ним созваниваемся. Как правило, сразу угадываешь настроение собеседника. Иногда сразу натыкаешься на агрессию и понимаешь, что работа с должником будет сложной. А порой люди готовы идти на сотрудничество. В таких случаях речь идёт о долгах, которые образовались из-за сложной жизненной ситуации, в которой оказался неплательщик», – рассказала Ольга Власова.
В рейд с судебным приставом-исполнителем «Сибирский энергетик» отправился к неплательщикам первой категории. Первый адрес – дом № 112 в Университетском. Перед тем, как зайти в подъезд, представитель «Западного управления ЖКС» показал балкон должницы. Балкон выделяется из серой массы соседних: он побелён, его украшают вазоны, а на перилах сидит большая самодельная кукла в шляпке. Здесь живёт Ольга Николаевна Беляева, ей 67 лет, она получает хорошую пенсию, субсидию на оплату коммунальных платежей, ведет активную жизнь, вообще со всех сторон «благополучная пенсионерка». Однако у судебных приставов и управляющей компании иркутянка на слуху: суд обязал взыскать с неё 137 тысяч долга за коммунальные и жилищные платежи. Пока Ольга Николаевна отказывается оплачивать, задолженность выросла до двух сотен тысяч рублей.
На этот раз в нехорошей квартире никто приставам не открыл, не ответил и на телефонные звонки. Приставы попросили передать извещение должнику жильцов соседней квартиры. «Соседи рассказали, что в квартире Ольга Николаевна по-прежнему проживает, регулярно там появляется, они её видят, так что извещение передадут. Ольга Николаевна отказывается платить по счетам из принципа: по её словам, она недовольна работой управляющей компании. Однако ко всему прочему пенсионерка отказывается оплачивать и коммунальные платежи ресурсоснабжающим организациям», – отметила судебный пристав-исполнитель.
«Считается, что самые добросовестные плательщики как раз пенсионеры. Однако здесь мы видим совершенно противоположную картину. Сейчас рассматривается вопрос о том, чтобы ограничить жильцам нехорошей квартиры подачу электроэнергии, горячей воды или перекрыть канализацию. Современные технологии и законодательство это сделать позволяют», – отметил пресс-секретарь СРО «Содружество ЖКХ» Влад Федоров.
Не снимайте на камеры, я заплачу
В соседнем доме № 99 тоже есть недобросовестный жилец во второй квартире. Здесь семья задолжала свыше 62 тысяч рублей. Двери приставам открыла хозяйка, но завидев журналистов с фото и видеокамерами, отошла вглубь коридора: «Не снимайте меня, я сейчас заплачу. И вообще мы начали долг гасить». После получаса переговоров за закрытой дверью судебный пристав-исполнитель сообщила журналистам: дело сдвинулось с мёртвой точки. «Сейчас через нас произвели оплату долга в размере тысячи рублей. Кроме этого, показали квитанцию на оплату ещё части долга. Но до полного погашения задолженности мы наложили арест на имущество собственников квартиры. Здесь проживает инвалид с пенсией, его родственник получает пособие по уходу, кроме того живёт работоспособный молодой человек. Прежде чем наложить арест, мы всегда изучаем социальное положение неплательщиков», – отметила Ольга Власова.
Пристав добавила, что действительно уважительные причины появления долгов, например, неожиданная болезнь, увольнение с работы, встречаются редко. Чаще иркутяне набирают кредиты, не рассчитав свои силы, и потом «экономят» на оплате коммунальных счетов.
По закону, даже трехмесячная задолженность оплаты счетов за услуги ЖКХ даёт право управляющим компаниям лишить неплательщиков одной из благ цивилизации: горячей годы, электричества или канализации. Однако порой такие меры невозможны без доступа в квартиру должников. Так, в доме № 103 в Университетском за одной из квартир числится долг в 28 тысяч рублей. Приставам никто не открыл, соседи передать извещение тоже отказались. Пришлось в извещение вставлять в щель между дверью и косяком. Представители управляющей компании были настроены решительно: планировалось отключить нерадивым собственникам подачу электроэнергии. Однако щиток находится в самой квартире, куда попасть в этот раз не получилось. По этому адресу, заверили приставы и представители УК, они придут и в следующий раз. Судебные приставы имеют право приходить к должникам с 6 утра до 10 вечера. Порой застать злостных неплательщиков получается либо рано утром, либо поздно вечером.
Необходимо понимать, что долги за услуги ЖКХ – это «недоремонт» коммунальных сетей и домов, отметил эксперт по юридическим вопросам СРО «Содружество ЖКХ» Максим Тельтевский. Он добавил, что методы борьбы с неплательщиками в скором времени могут ужесточиться. Недавно в Госдуму внесли законопроект, согласно которому должники не смогут ни продать, ни заложить квартиру.