Новый способ защитить собственников от недобросовестных управляющих компаний в сфере ЖКХ изобрели российские законодатели. Теперь организации, управляющие многоквартирными домами, обязаны получить лицензию, которой могут легко лишиться, допуская нарушения при обслуживании жилья. Кроме угрозы потерять возможность ведения бизнеса, среди рычагов воздействия на УК в законе предусмотрены административные санкции, в том числе крупные штрафы. Однако собственники, на благо которых работают законотворцы, сомневаются в эффективности этих мер.
Снижает «коррупционность»
В конце июля президент России подписал федеральный закон о внесении изменений в Жилищный кодекс и отдельные законодательные акты, регулирующие сферу ЖКХ. Документ, вызвавший немало споров на стадии законопроекта, вводит лицензирование деятельности управляющих компаний.
В первую очередь закон направлен на защиту собственников от управляющих компаний, злоупотребляющих полномочиями при управлении многоквартирными домами — УК, нарушающая правила обслуживания жилья, может лишиться лицензии. Процесс лицензирования управляющих компаний по всей стране начнётся уже с 1 сентября этого года, с 1 мая 2015-го право работать на рынке жилищно-коммунальных услуг будут иметь только те организации, которые пройдут его успешно.
Лицензии будут бессрочными и действительными на территории выдавшего их субъекта федерации. Выдача и аннулирование лицензии отнесены к компетенции коллегиального органа, состоящего в основном из представителей службы государственного строительного и жилищного надзора. В его состав войдут также участники от саморегулируемых организаций в сфере ЖКХ, общественности и депутатского корпуса. Такая мера, считает Михаил Дамешек, директор НП СРО «Содружество ЖКХ», принимавшего непосредственное участие в обсуждении законопроекта, снижает «коррупционность» — в первоначальном варианте решать, кто достоин лицензии, а кто нет, должен был только один орган в лице государственного жилищного и строительного надзора. Законом впервые вводится должность главного государственного жилищного инспектора Российской Федерации, который будет контролировать органы государственного жилищного надзора субъектов РФ.
«Управляющие компании возьмут себя в руки»
Лицензия будет бессрочной и станет действовать на территории выдавшего её субъекта. В приложении к ней укажут адреса домов, которыми компании будет разрешено управлять. Всем руководителям УК предстоит получить квалификационный аттестат, а значит, сдать квалификационный экзамен, говорит заместитель руководителя службы строительного и жилищного надзора Иркутской области Ирина Савинцева. Представителей крупных управляющих компаний Иркутска эта перспектива не пугает. «Практики хватает, чтобы быть готовым», — считает руководитель одной из них. Хотя окончательный вариант экзамена ещё не утверждён — на данный момент, по словам Дамешека, имеется от 300 до 600 вопросов, которые будут предложены для сдачи экзамена, и вопросы не сложные. «Любой адекватный руководитель УК без специальной подготовки должен сдать этот экзамен. По нашим расчётам, из тех организаций, которые состоят у нас в СРО, 99% должны получить лицензию. Если говорить об остальных компаниях, работающих на территории области, максимум 10% лицензию не получат», — утверждает Дамешек.
Кроме провала на экзамене руководителя, УК может не получить лицензию, если находится в процессе банкротства или ликвидации, если глава компании фигурирует в списке дисквалифицированных лиц либо если у компании или её должностного лица имеются административные наказания и невыполнение трёх и более предписаний с одного дома за предыдущий год. В то же время у собственников жилья появилось право вето на отзыв лицензии, если, несмотря на нарушения, работа управляющей компании их устраивает.
Однако, по словам экспертов, получить лицензию будет гораздо легче, чем удержать. В законе предусмотрена административная ответственность за нарушения при управлении многоквартирными домами. Штрафы достаточно велики, чтобы мотивировать УК работать хорошо, считает Ирина Савинцева: например, деятельность УК без лицензии влечёт наложение штрафа на должностных лиц в размере от 50 до 100 тысяч рублей, на индивидуальных предпринимателей — от 150 до 200 тысяч либо дисквалификацию как должностного лица или ИП, наказание для юрлица предусматривает штраф в 150–200 тысяч рублей и дисквалификацию на три года, то есть фактически запрет на ведение бизнеса.
Кроме того, компания, не передавшая техническую документацию другой УК при переходе дома, заплатит за это от 150 до 200 тысяч рублей. «Надеюсь, что управляющие организации возьмут себя в руки и начнут работать в соответствии с законодательством», — говорит Савинцева.
Три нарушения по одному дому станут поводом для его исключения из списка домов, которые обслуживает компания, а потеряв право работы на 15% своих домов, УК и вовсе лишится лицензии. В таких случаях в суд с заявлением об аннулировании лицензии вправе обратиться орган государственного жилищного надзора. В случае приостановления лицензии госорган обязан уведомить об этом УК, орган местного само-управления, собственников домов и ресурсоснабжающие организации. В этот период все расчёты по коммунальным услугам идут не через УК, а напрямую с ресурсоснабжающей организацией.
Важно, что лицензирование не потребует дополнительных затрат от управляющих компаний, а значит, и собственников. Для получения лицензии УК придётся заплатить госпошлину, но она будет невелика — только стоимость бланка, утверждают Ирина Савинцева и Михаил Дамешек.
Важное нововведение
Ещё одно важное нововведение — управление многоквартирными домами должно осуществляться теперь только на основании договора управления. Это значит, что собственники домов с непосредственным способом управления должны до 1 апреля выбрать УК либо организовать ТСЖ или ЖСК. Если жители таких домов не определятся к этому времени, выбор за них сделает муниципалитет, проведя открытый конкурс среди управляющих компаний. В Иркутской области под эту норму попадают жители Ангарска, Саянска, Тайшета, Тулуна, Нижнеудинска и Братска.
Я вижу, что всё вернётся на круги своя: останутся компании-монстры, а мелкие, на которые я бы делала ставки, просто уйдут с арены. Им не дадут возможности работать, поскольку они не имеют квалифицированных кадров. Хотя и крупные компании их также не имеют, но у них есть деньги и, так сказать, обходные пути.
Наталья Коржова
Дело в том, что зачастую собственники таких домов и так обращаются к услугам УК. «При непосредственном способе управления управляющие компании, которые выбрали собственники, не отвечают за качество коммунальных услуг, не обязаны раскрывать информацию о своей деятельности, как хотят, так и управляют домом, свою техническую документацию составляют таким образом, что становятся неподконтрольными ни одному органу государственного надзора», — говорит Савинцева. Однако непосредственное управление не ликвидируется полностью: дома, где не больше 16 квартир, могут сохранить такой способ обслуживания жилья. Но управлять им собственники будут сами — заключать договоры с подрядчиками и нести ответственность.
«Закон не решит всех проблем»
«Мы обсуждали закон с членами СРО, в принципе, никто ничего страшного в нём не видит, — говорит Михаил Дамешек. — Кто хочет работать — будет». Аналогичное мнение высказывают и сами участники рынка, уточняя, что выводы можно будет делать, когда «механизм закрутится». «Закон — дело хорошее, но нужно смотреть, как процедура лицензирования станет проходить в реальных условиях», — считает один из собеседников издания.
Несомненным «плюсом» нормативного акта эксперты называют большую роль собственников, которые вообще-то платят за услуги УК. Однако есть и сомнения: «Если бы в нашем государстве исполнялись все законы именно так, как они сформулированы (а в сфере ЖКХ уже приняты хорошие законы), то, наверное, лицензирование совсем не плохо, — говорит Наталья Коржова, старшая по дому с бульвара Рябикова с многолетним опытом. — Но я вижу, что всё вернётся на круги своя: останутся компании-монстры, а мелкие, на которые я бы делала ставки, просто уйдут с арены. Им не дадут возможности работать, поскольку они не имеют квалифицированных кадров. Хотя и крупные компании их также не имеют, но у них есть деньги и, так сказать, обходные пути». Конечно, рычаги воздействия в сфере управления жилым фондом нужны, считают собеседники «Конкурента», но закон не решит всех проблем. Например, эффективных способов влияния на неплательщиков по-прежнему нет: «Люди даже не хотят думать, что, если они не платят за услуги месяцами, те, кто обслуживает твой дом, не могут получить нормальную зарплату. И на них никак не воздействуешь». По мнению Натальи Коржовой, не исключено, что лицензирование ожидает то же самое, что и ФЗ «Об энергосбережении...», и все прочие законы, с помощью которых власти уже пытались защитить права собственников.
Источник информации: Конкурент