Наши боты:
Коммунальные платежи хотят поднять на 15% ради мусора
#ЖКХменяется Новости ЖКХ

Это следует из подготовленного ко второму чтению многострадального законопроекта об отходах производства и потребления — предложение о включении платы за переработку мусора в платежки внес Минстрой.

До конца года в России должен быть принят закон, призванный создать цивилизованную практику обращения с бытовыми отходами. Проект в срочном порядке готовится ко второму чтению в Госдуме: президент поручил доработать и принять закон до конца года. По информации «Известий», последняя версия законопроекта, подготовленная Минстроем, Минприроды и Минэкономики, содержит предложения Минстроя о включении платы за переработку и размещение отходов в счет обязательных к уплате услуг ЖКХ. По расчетам сопредседателя Союза потребителей РФ Анатолия Голова, если предложения министерства пройдут второе чтение (первое прошло еще в октябре 2011-го), общий рост услуг ЖКХ в среднем по России может составить от 10 до 15%.

Пока в коммуналку входит только плата за вывоз мусора — ее, как правило, включают в строку о содержании и ремонте жилого помещения. За переработку и размещение на полигонах платят лишь в некоторых регионах. Как пояснили «Известиям» в Минстрое, «расходы на обращение с отходами потребления будут выведены из состава платы за содержание и ремонт помещения и переведены в коммунальную услугу», то есть услуга станет общеобязательной.

— Это будет справедливым, потому что платить будут за нее люди не исходя из площади, находящейся в собственности, а исходя из количества проживающих, то есть тех, кто этот мусор «производит». Кроме того, эти тарифы будут долгосрочными, гарантирующими инвесторам возврат инвестиций, — рассказали в пресс-службе министерства. — Регулироваться будут расходы на сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание (при необходимости), размещение твердых бытовых отходов (ТБО). Переработка не будет регулироваться и будет осуществляться за счет средств, которые будут собираться от экологического сбора с производителей [производители платят экологические сборы за негативное воздействие на окружающую среду] и импортеров, либо лицами, заинтересованными в использовании вторичного сырья за счет их инвестиций.

Платить будут за услугу люди не исходя из площади, находящейся в собственности, а исходя из количества проживающих, то есть тех, кто этот мусор «производит».

Пресс-служба министерства

Это предложение уже пообещали оспорить в Союзе потребителей и Общественной палате РФ — они напишут свои заключения и обращения в министерства и профильные комитеты Госдумы.

— Логика правительства понятна — в сложных рыночных условиях они хотят сэкономить деньги бюджета, переложив все издержки на конечного потребителя. Когда мы платим за услугу, мы должны принимать результат, а тут его, по сути, не увидишь, — уверен Голов. — Хотя плата за вывоз и утилизацию ТБО во всех регионах разная, предварительно уже можно сказать, что она увеличится на 10–15%.

По данным комитета по тарифам и ценам Московской области, сейчас плата за вывоз и утилизацию ТБО суммарно составляет 12% от всей платы за услуги ЖКХ в Подмосковье (8 и 4% соответственно), по России средних данных нет. Чтобы избежать повышения, члены Общественной палаты предлагают перенести затраты по рециклингу на баланс регионов, сообщил «Известиям» председатель комиссии по развитию социальной инфраструктуры и ЖКХ ОП РФ Игорь Шпектор. По его мнению, предложение Минстроя о включении в плату за обращение с ТБО платы за его переработку и размещение на полигонах заставит граждан платить за утилизацию дважды: при покупке товара в магазине (экологический сбор) и при оплате коммуналки.

Значительно увеличивать тарифную нагрузку на граждан было бы неправильно, хотя проблема переработки отходов и стоит невероятно остро.

Сергей Чернин

— Значительно увеличивать тарифную нагрузку на граждан было бы неправильно, хотя проблема переработки отходов и стоит невероятно остро, — говорит председатель комиссии Общественной палаты по экологии и охране окружающей среды Сергей Чернин. — В нашей стране под хранение бытового мусора занято 4 млн га земли, что по площади сопоставимо с территорией Швейцарии.

При этом плата за размещение и переработку отходов, как пояснили «Известиям» в пресс-службе Федеральной службы по тарифам, является коммунальной услугой и рассчитывается отдельно каждым субъектом РФ; эта услуга необязательна для введения. Тариф же на вывоз мусора является жилищной услугой и не регулируется государством (осуществляется на договорной основе), при этом используется каждым из регионов РФ. По словам зампредседателя комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Александра Сидякина, выделение обеих этих услуг в одну отдельную строку в квитанции сделает расчеты за вывоз мусора более рациональными — плата будет считаться исходя не из стоимости за квадратный метр, а из количества проживающих людей. В ФСТ не смогли уточнить, сколько регионов в РФ взимает обязательную плату за размещение и переработку отходов.

Первый зампредседателя Национального союза саморегулируемых организаций операторов по обращению с отходами (НССОО) и гендиректор «Росэкопро» Андрей Умников отметил, что в Москве, к примеру, платы за утилизацию не установлено, так как на четырех столичных мусороперерабатывающих заводах фактически не ведется полная переработка мусора. Перерабатывается не более 27% от всех вырабатываемых городом отходов, остальные попадают на полигоны. В рамках страны доля перерабатываемых ТБО составляет, по разным данным, от 7 до 10%.

По словам Умникова, НССОО также отправил свои поправки к готовящемуся проекту закона (имеются у «Известий»). Согласно тексту резолюции III Внеочередного всероссийского съезда саморегулируемых организаций по обращению с отходами (от 8 ноября), сегодня существуют реальные риски возврата к государственно-административному регулированию отрасли — предусмотренное законопроектом возвращение отмененного в 2011 году лицензирования для переработчиков и передачи полномочий по выдаче лицензий Росприроднадзору противоречит указу президента об упрощении регулирования в отрасли. В противовес НССОО предлагает Госдуме закрепить обязательным членство юрлиц и ИП в СРО и передать этим организациям функции регулятора (деятельность СРО уже находится под надзором государства).

В отраслевых комитетах Госдумы пока не спешат одобрять или оспаривать предлагаемые как министерствами, так и общественниками поправки, предпочитая дожидаться внесения проекта на второе чтение. Опрошенные депутаты предпочитают делать акцент на острой необходимости хоть в каком-то законодательстве в области обращения с ТБО и достоинствах законопроекта.

 

Источник информации: Известия