Самый популярный вопрос, который слышат управляющие компании от собственников жилья: «За что мы платим?» Постановление Правительства РФ № 354, которое вступает в силу с 1 сентября и определяет новый порядок расчета за коммунальные услуги, призвано внести больше ясности в эту проблему. В середине августа в Иркутске прошла пресс-конференция с участием исполнительного директора СРО «Содружество ЖКХ» Михаила Дамешека, который прокомментировал основные моменты правительственного Постановления.
В документе много нововведений, которые касаются взаимоотношений управляющих компаний, собственников жилья и поставщиков коммунальных ресурсов, но основных несколько. Пожалуй, самое важное то, что с 1 сентября жители будут платить за коммунальные услуги (холодная и горячая вода, отопление) ежемесячно не 1/12 часть от общегодовой нормы потребления, как раньше, а по факту потребления. Что это значит? Например, в сентябре начинается отопительный сезон, 15 дней работает отопление, значит, именно за 15 дней и придется платить. В октябре плата будет начисляться уже за все 31 день и т.д. Следует учитывать, что в более холодные месяцы, вода в отопительную систему поступает большей температуры, значит, возрастают затраты ресурсоснабжающих организаций. Поэтому в октябре жителям платить придется больше, чем в сентябре, в ноябре больше, чем в октябре и т.д. Сумма оплаты будет возрастать по мере похолодания и понижаться по мере потепления. Чем холоднее месяц, тем жители будут платить больше, чем теплее – тем меньше. Пик коммунальных платежей придется на декабрь-январь. Естественно, что летом собственники жилья платить за отопление не будут вовсе. Неравномерность потребления коммунальных услуг отразится в квитанциях и в платежах за зимние и летние месяцы. Но если брать среднюю плату за год, то она останется примерно такой же, как раньше.
Второе нововведение касается работы с неплательщиками. До вступления нового постановления в силу можно было применять санкции (например, ограничение потребления коммунальных услуг) после 6 месяцев неоплаты, сейчас такие санкции можно будет применять после 3 месяцев неоплаты.
Третье изменение касается перерасчетов при отсутствии граждан. Раньше порядок был таков: собственник отсутствует, потом приносит в управляющую компанию подтверждающие документы, и ему делается перерасчет. По новому постановлению можно будет принести подтверждающие документы (билеты, туристические путевки и др.) заранее. И на основании этих документов перерасчет делается на будущий период. Это очень удобно, поскольку гражданам можно не беспокоиться о сохранении документов и спокойно планировать свой бюджет.
Еще одно изменение, которое коснется жителей – появление новой строки в квитанции под названием «Общедомовое потребление». Что это такое? Есть собственное потребление, коммунальные услуги, что идут на нужды квартиры. Общедомовое – это отопление мест общего пользования (подъезды, подвалы и т.д.). Если раньше все считалось вместе, то сейчас эти платежи будут разведены.
Есть нововведения, которые, несомненно, обрадуют жителей. Например, если начисленная квартплата превышает платеж за предыдущий месяц на 25 %, собственник может попросить у управляющей компании рассрочку. Это сделано для того, чтобы как-то сгладить разницу платежей в летние и зимние месяцы.
Кроме того новое постановление ужесточает порядок расчетов между поставщиками ресурсов и управляющими компаниями. Платежи за коммунальные услуги, собранные управляющими компаниями с собственников жилья, должны перечисляться ресурсоснабжающим организациям не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления платежей потребителей, а если суммы поступлений не большие, то в последующие дни, но не реже чем 1 раз в 5 рабочих дней. Это новшество должно предотвратить те ситуации, когда управляющие компании задерживают деньги, которые поступили от жителей и не перечисляют их вовремя по назначению.
Перерасчет за год производиться не будет, поскольку собственники будут платить каждый месяц по факту потребления. Новый порядок расчета – не вина и не прихоть управляющих компаний, это решение правительства, но УК готовы проводить информационную, разъяснительную работу среди населения, чтобы каждый житель получил внятный ответ на свой главный вопрос «За что мы платим?»